Однажды богач, сноб и владелец галерей, содержащих произведения искусства, швед с русским именем Геннадий Калиниченко пребывал в Петербурге. Между делом он зашёл в парикмахерскую на Невском, где стригутся персоны его полёта, и сел в кресло. Но тут же встал, потому что увидел на стене предмет, отвечающий его душевным потребностям: картину из берёсты. Счастье сопутствовало галерейщику: мастерица, которая его обслуживала, о картине знала много: «Мой зятёк делает. Хотите – позвоним ему». И они позвонили.
Прошло несколько лет. В Италии, в венецианском издательстве Grafichc Tintoretto, вышел альбом BB-ART (Birch-Borea Art). На обложке – имя Калиниченко. Тираж небольшой: 450 экземпляров на английском, 250 – на русском. Но всем хватит: библиотеке Ватикана, Лувру, музею Метрополитен, академиям художеств… Посёлку Некрасовское тоже – сюда Калиниченко привёз несколько экземпляров – в дом Романовых. В альбоме среди фотографий скульптур и живописи часто встречаются произведения художников Романовых. Владимир Валентинович (тот самый «зятёк»), Серафима Александровна, их дети Юрий и Анжелика много сделали для проекта «Гиперборея».
Он долгое время был секретным. И сейчас не вполне рассекретился. Рассказывать о нём трудно: кругом запреты, наложенные заказчиком, а он бдительно следит за соблюдением своих прав, хоть и находится вдали – в Швеции. Но сама Гиперборея – не секрет, а тайна: захочешь – узнаешь. Эта идеальная страна, согласно греческой мифологии, находится «за Бореем», т. е. на Крайнем Севере, а народ, её населяющий, особенно любим богом Аполлоном, покровителем искусств. Он туда время от времени отправляется на колеснице, запряжённой лебедями. Гипербореи ждут его и непрестанно воспевают в гимнах. Они сами художественно одарены сверх меры и щедро обучают и наделяют людей новыми культурными ценностями: музыкой, философией, поэзией, архитектурными формами… Однако люди не всегда благодарно пользуются этими приношениями, поэтому гипербореи предпочитают оставлять их на границе соседней страны, откуда предметы искусства растаскивают другие народы.
Примерно та же мысль угадывается в проекте. Калиниченко раз в квартал являлся к Романовым в Некрасовское из Стокгольма. И к другим художникам тоже. Они делали для него вещи в разной технике: эмали, металле, берёсте… Фотографии экспонатов составили альбом BB-ART. На первой странице – автопортрет Калиниченко в стиле голландской живописи. Потом – слова благодарности участникам проекта, в том числе четверым Романовым. И текст про то, как изучение традиционных способов обработки берёзовой коры (birch – берёза) привели галерейщика через Новгород и другие земли, где практиковались подобные технологии, в посёлок Некрасовское. Он искал не туеса и лапти, заполняющие выставки народного творчества и сайты Интернета, а нечто оригинальное. Нашёл. Что? Тут опять нельзя фотографировать – коммерческая тайна. Берестяные бабы, например. Или башня высотой 3 метра 60 сантиметров. Металлическую часть её изготовил некрасовский кузнец Андрей Прокофьев, а Юрий Романов – берестяную. Собрали в огороде Романовых, сделали снимок на память, а потом разобрали и отослали в Стокгольм. Об этом искусстве ещё отдельную книгу написал петербургский профессор Игорь Таганов – при желании её можно прочесть в Интернете.
Теперь артефакты гипербореев, наконец, должен увидеть мир. Калиниченко отправился в Базель договариваться об участии в ежегодной выставке ART-2008. Туда попадают лишь художники с мировыми именами. Нужно сразу взять эту высоту – Москва уже после. Там есть подходящие помещения в центре современного искусства ВИНЗАВОД, где комплекс промышленных построек XIX века используют московские галереи Айдан, Риджина и т.п. Выставки проходят в «цехе красного», «цехе белого»…
Владимир Валентинович Романов, кстати, упомянул, что грядёт празднование тысячелетия Ярославля – и «Гиперборея» была бы уместна к юбилею. Калиниченко не стал отрицать возможность выставки. Но где же подходящее помещение? Разве старые, из красного кирпича, корпуса ярославской «ликёрки»…