суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

пятница, 24 октября 2008

Гулливерша из будущего

нет фото

Знаете, как работают специалисты большинства модельных фирм? Вырезают ровный, плоский дом, а потом наклеивают на него плёнку с изображением фасадов. А вот в Ярославле есть фирма, где вырезают каждую впадинку, каждую раму. На подоконник ярославской модели реально можно поставить маленький цветочек в горшочке. Первое время модельный отдел архитектурной мастерской воспринимался как забавное приложение к обычным архитекторам, но очень скоро мини-строители стали получать заказов и денег не меньше старших братьев. И модельная фирма стала одной из ведущих в стране.

автор Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

 

ОТ КОЛОКОЛЬНИ ДО ВОЛКОВА

Мини-архитектурой Юля Ахметчина заболела, ещё учась в строительном техникуме. Тогда преподавал у неё на курсе Лев Кожевников, который был энтузиастом этого дела. Наиболее заинтересованных учеников наставник взял к себе на курсовую и дипломную работы. Юля делала курсовую по Казанскому монастырю, а диплом – по Успенскому собору. После окончания техникума работала в реставрационных мастерских, но продолжала для себя дома макетики изготовлять.

В это время в России был спад, и макеты мало кто делал, существовало несколько мастерских в Москве и Питере. Но в страну приехал классик мировой архитектуры Норман Фостер, бесподобными работами растревожил творческую душу девушки, и она вновь загорелась макетированием. Благо, в это время появился человек, который попросил сделать модель дизайна своей квартиры, чтобы он мог представить, какой она будет. После этого энтузиасты моделирования собрались и открыли целую макетную мастерскую на базе существовавшей архитектурной под руководством Евгения Пашина, которую Юля и возглавила.

Первое время носили пластик на разрезку в рекламные агентства, но там на сверхмалых масштабах проскакивали ошибки. И тогда архитекторы купили оборудование с числовым программным управлением. Благодаря ему можно в пластике вырезать даже кирпичики и черепицу.

ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ?

Минимизировать можно любой дом. Тот, который уже по­строен или существующий только на бумаге. Да даже тот, который придуман и есть лишь в голове человека. Самое простое и точное – получить весь комплект архитектурных чертежей, включающий в себя все фасады зданий и план крыши, разрезы, планы благоустройства окружающей территории, рельеф местности. Тогда мини-домик можно возвести с абсолютной точностью. Но не каждый человек обладает портфелем архитектор­ских документов. Многие просто приходят с электронной версией дома, сделанной в архитектурных программах AutoCAD, 3D Max. Впрочем, бывают случаи, когда человеку просто захотелось на память дом, где он раньше жил, или подарок сделать кому-то в виде макета его дома. Ясно, строительно-дизайнерскими планами такой человек не обладает. Тогда Юля просто берёт цифровой фотоаппарат и едет снимать «подарок». Это, конечно, хуже точнейших планов, но для макетирования вполне годится. Очень редко, но бывает случай, когда человек хочет материализовать дом своей мечты. Тогда он садится с дизайнером и рассказывает, как видит будущий дом, а архитектор уже создаёт картинку, по которой потом мечта обретает пластиковую плоть и кровь.

БУМАЖНЫЕ СТЕНЫ ЛУЧШЕ КАМЕННЫХ

Домики бывают разные. Самые красивые, которые ставятся на видное место в доме или офисе, украшаются подсветкой внутренней или внешней. Во­круг ставятся высокоточные копии деревьев, модельки машин – удовольствие не каждому по карману да и не всегда нужное. С пластиковыми домами тоже есть свои хитрости. Они могут быть разной степени достоверности. Например, любимый дом бабушки, который будут показывать всем гостям, лучше сделать так, чтобы была видна и трещинка на фасаде, и каждый кирпичик в кладке. А если этот дом один из многих на макете микрорайона, то все эти тонкости и точности можно опустить. Чтобы защитить макеты от пыли и случайных повреждений, девушка «укутывает» макеты в стеклянные колпаки.

ЛЮДИ ИЗ МАГАЗИНОВ

Но не зданиями одними жив макет. Не обойтись без лавочек, людей, машин, деревьев. Казалось бы, что может быть проще. Пошёл в магазин детских игрушек, купил машинки и фигурки людей. И сразу ожили мини-дворы. Увы, но размер имеет очень большое значение. Каждая машинка или человек – не просто украшение стола, а размер в первую очередь. Пожарная и грузовая машинки, уменьшенные с миллиметровой точностью и реализмом, показывают, проедет ли машина в эти ворота или под аркой. Макеты легковых автомобилей дают представление о том, сколько поместится машин на дороге, и прочее, прочее.

Обычно макеты машин – это белые монолитные фигурки, которые художниками тюнингуются, видоизменяются и окрашиваются. Поэтому весь этот антураж закупается в специальных немецких магазинах. Например, мини-люди существуют трёх типов. Мужчины, женщины и старики. Причём последние исключительно в сидячих позах. Детей нет в принципе. Но ярославцы выкручиваются. Берут фигурки на один масштаб поменьше – вот тебе и ребёнок.

Мужчины и женщины, по версии германских магазинов, бывают четырёх типов: стоячие, сидячие, идущие и бизнесмены. Последние – мужчины в брюках, пиджаках и с портфелями. Макетировщики берут стандартные фигурки, и начинается колдовство. Там руку изогнут, сям ногу подымут, у этих портфель отпилят, а тем юбку обрежут. И появляются неповторяющиеся типажи. Обычную «идущую» девушку путём «сгибания» руки и приделывания к ней подноса превратили в официантку. На одном макете автор даже схулиганил, сложил пополам фигурку мужчины и показал, как плохо пить и что после этого бывает.

Ярославские архитекторы стараются не просто воспроизвести с помощью людей ширину двери или высоту потолка, а создать своего рода застывшую картину со своим сюжетом. Например, в гостинице на улице Гагарина есть ресторанчик. Так его посетителей усадили в разные позы, создав обычную атмосферу таких заведений. Нет ни одной повторяющейся фигурки.

Все фигурки продаются белыми, и потом уже художники дорисовывают их при необходимости. Одевают красками в модные на данный момент одежды. Самое трудное у таких крохотулек лица рисовать.

Художник берёт «нулевую» кисточку, где всего одна-две волосинки и аккуратно вырисовывает глаза, носы и прочие части лица.

Если макет совсем маленький с масштабом один к 250, то лица у фигурок уже не прорисовываются.

Когда делали модель площади Волкова, то намучались с памятником. Нашли фигурку человека нужной пропорции, отдалённо напоминающую позу Волкова. И девушка с ювелирным образованием стала придавать ей схожесть с оригиналом. Урезала брюки, делая их похожими на лосины, выплавляла новую одежду.

Прежде чем начать делать макет, архитекторы вымеряют все окружающие его деревья и кустарники и заказывают их модели в первую очередь. Дело не в суперважности деревьев, просто их доставляют отчего-то долго. Растительность есть на любой вкус. Даже пятнистые берёзы в ассортименте.

НАТУРАЛЫ, ПРОЧЬ ОТСЕЛЬ

В макетах стараются избегать всего натурального, отдавая предпочтение искусственному. Хотя, казалось бы, вырезать деревянный дом не из пластика, а из дерева было бы логичнее. Но дерево может разбухнуть, сжаться, в зависимости от климата.

Студенты, делающие макеты, любят делать траву из по­крашенной манной крупы. Как выяснилось, мыши выставочных залов тоже её любят. Поэтому трава делается из металлической крошки или нарезается из пластикового рулона, или изготавливается из синтетического волокна.

Да что там натуральные материалы, даже пластик друг под друга необходимо подбирать с максимально близким коэффициентом плотности и расширения – сжатия.

ИГРУШКА ПО ЦЕНЕ АВТОМОБИЛЯ

Вы нам тысяч за пятьдесят сделаете макетик? – спросили как-то Юлю заказчики, думая, что предложили суперцену за изготовление макета здания в масш­табе 1:50 из пластика с высокой степенью проработки (имитацией материалов, окрасок), проработкой интерьеров верхних этажей, дистанционным управлением наружной и внутренней подсветки, немецким антуражем. Увы, но самый дешёвый подобный макет стоит 200 тысяч рублей. За такие деньги можно прикупить новенькую иномарку эконом-класса. Как домик размером с тортик может стоить столько? Оказывается, над его изготовлением работают восемь человек целый месяц.

– Никого же не удивляет, когда прихожая делается за 200 тысяч, а в нашем домике деталей не меньше, чем в такой прихожей. И на макете не один такой домик, поясняет архитектор. – Но заказывают всё же обычно организации, которым это по карману.

Такие макеты готовят на выставки или для привлечения инвестиций. Убедительнее смотрится макет гостиницы, нежели самые хорошие чертежи или рисунки. Можно, конечно, из бумаги заказать, но уж больно она «травмоопасна», а кто захочет рисковать миллионными вложениями из-за порванного при транспортировке макета? Да и пластиковые макеты работают на имидж – фирма, мол, стабильная, если готова вкладывать большие деньги в нормальные макеты.

Но были случаи, когда заказывали и обычные люди модель своей дачи. Просто так, для себя любимых. И спокойно выкладывали за неё по 300 тысяч рублей. Дизайнеры тогда выезжали на дом, замеряли всё в нём, фотографировали и делали макет со съёмной крышей. Фигурки подрезали и сделали похожими на хозяев.

КАК ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ?

Вначале идёт подопытный домик на макете квартала, на который тратится почти треть всех работ по изготовлению макета. Или кусочек стены с окнами и декоративными элементами, если делается один дом.

Смотрят технологию, проверяют гармонию материалов между собой, оттачивают фрезу. И только потом уже делают «начисто».

Дома трудно делать в прин­ципе, поскольку собрать их так, чтобы не было заметно швов, очень сложно. Приходится подгонять постоянно, особенно исторические здания. У них идеально прямых углов почти не существует. А ведь дом-макет – точная копия реального..

– Да и современные архитекторы тоже хороши. Вот у Григория Дайнова, того, что новое здание, пристроенное к гостинице на углу улиц Свободы и Ушинского, придумал, всё изогнуто, угол прямой не часто встретишь – улыбнулась Юля.

Очень трудно делать крыши. К каждому дому вначале делается черновая крыша из прос­тенького материала, примеряется. Подтачивается, и лишь когда со всем разобрались, приходит черёд настоящей.

ДА БУДЕТ СВЕТ!

Только самый первый макет был неэлектрофицирован, а на всех остальных мини-архитекторы уже обязательно делают внутреннюю и наружную подсветку из маленьких светодиодиков. Смотришь на дом, а там оконца горят. Потрясает.

Стоит недорого, но макет выходит на качественно новый уровень. У многих макетов съёмные крыши. Можно приподнять и по гулливеровски туда заглянуть. Однажды даже пригласили стеклодува, чтобы сделать большую стеклянную крышу особой формы. При ней уже можно было смотреть внутрь здания, не снимая крыши.

ДОМИК­РАСКРАСКА

С краской тоже, кстати, все непросто. Модель красят не в тот же цвет, что и оригинальный дом, а делают краску чуть по­глуше. Потому что когда смотришь на здание вблизи, то яркость глазом слегка притупляется. А сверху всё остаётся без искажений. Да и в натуральном доме цвет крадётся со временем пылью, солнцем, автомобильными выхлопами, воздухом. Макет же от этого в большей мере защищён. Иногда, когда дом уже существует, архитекторы отколупливают с него сантиметровый кусочек краски в качестве образца и получают точнёхонькую копию цветной одежды дома.

ЛЮДИ ИЗ БУДУЩЕГО

Уже сейчас ярославцы работают в трёх временах: прошлом, настоящем и будущем. Делают макеты старых исторических зданий (Успенский собор, церковь Рождества Христова, усадьба Андронова) увековечивают настоящие (квартал «Старый город», Комсомольская улица, градостроительный макет квартала, ограниченного улицами Свободы, Комсомольской, Б. Октябрьской, Собинова, квартал по улице Журавлёва) и, опережая реальность, строят дома будущего (гостиница на пересечении улиц Гагарина и Институтской, макет-проект офисно-делового центра «Парк 1000-летия Ярославля», проект реконструкции площади Волкова). Конечно, больше времени ярославцы находятся в будущем, но это отзывается в настоящем. На международных выставках ярославские макеты уже не уступают законодателям мини-модельной моды немцам, а из других российских городов начинает выстраиваться очередь к ярославским мини-архитекторам.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают