пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 01 октября 2008

Театр уж полон?

На Волковском фестивале аншлаг на всех спектаклях. Театр уж полон, ложи блещут, партер и кресла – всё кипит… Как у Пушкина. Зал полон, но пространство сцены далеко не всегда оставляет чувство полноты духовной, живой наполненной жизни, которой так ждут зрители. Есть отточенные формы, блеск декораций, изыски сценографии и костюмов. А далее…

автор Маргарита ВАНЯШОВА

 

САРАТОВСКАЯ ОПЕРАО ЛОЖНОЙ ПАТЕТИКЕ И ОБ ИСКРЕННОСТИ

Что есть стиль «ретро»? Безоглядное погружение в прошлое? Никак не отрефлексированное нынешним сознанием? И можно ли спектакль-концерт по произведениям Дунаевского назвать «В стиле ретро»? Такой вопрос я задала художественному руководителю Саратовского театра оперы и балета Юрию Кочневу. Театру-лауреату принадлежал выбор спектакля. Ведь Дунаевский – это не ретро! – В замысле создателей спектакля было переключение понятия «ретро» в иронию, – ответил Юрий Леонидович.

Оперный театр решился на сложнейший симбиоз оперы и эстрады.

В этом симбиозе и впрямь духоподъёмным и жизнетворческим было явление праздничности зрелища и звучания оркестра под руководством Юрия Кочнева. Маэстро – бог оркестра. Оркестр открывал нового Дунаевского и его вдохновенный симфонизм. Но не обошлось и без издержек. Если в известных «Старых песнях о главном» секреты переключения ретро в настоящее были счастливо найдены, то здесь возникли сложности. Не все оперные голоса смогли проявить себя в жанре эстрады – и тогда в голосах исполнителей являлась ложная патетика, которой Дунаевский был чужд.

Ложный оперный голос, оказавшись в пространстве эстрады, поневоле становился пародией… не на Дунаевского, на себя! Пресловутая помпезность, не раз и не два возникавшая в спектакле, могла бы послужить отличным толчком к решению спектакля, контрапунктом которого могла бы стать заявлявшая о себе в советские годы отважная полемика с парадной монументальностью большого стиля, состязание «оперности», нарочито декларативного пафоса и простого человеческого голоса. Правда, в спектакле были и свои откровения. Леонид Серебреников («Сердце, тебе не хочется покоя»), Владимир Верин, с огромным диапазоном жанровых проявлений и возможностей, от «Песенки водовоза» до «Марша ветеранов» (в составе трио). И мощно исполнивший в финале песню «Широка страна моя родная…»

О ВЛАСТИ, РОКЕ И СЛОМЛЕННЫХ СУДЬБАХ

Два спектакля фестиваля – «Комедианты Господина…» М. Булгакова и «Визит дамы» Ф. Дюрренматта, решённые каждый в своём ключе, по-своему несли черты упомянутого нами большого стиля. Оба спектакля монументальны. Оба пышно костюмированы. В «Комедиантах…» предстаёт «театр в театре». И «Визит дамы» насквозь театрален.

Булгаков в своём «Мольере», как и в «Мастере и Маргарите», сосредоточил внимание на феномене «слома» психики и судьбы художника. Его параллели отчётливы и понятны. Татьяна Доронина в своём режиссёрском прочтении булгаковской пьесы «Кабала святош» («Комедианты Господина…» – одно из первоначальных названий) предприняла попытку переадресовать не столько мольеров­скую, сколько булгаковскую ситуацию в нынешнее время.

Эти параллели также отчётливы. В королевской ложе Его Величество король Людовик, король-солнце. Мольер – М. Кабанов едва жив от напряжения. Он благодарит короля, трепещет в излияниях восторга и счастья. За кулисами Мольер постоянно кричит, что его затравили. Его одолевает страх. Чем отчаяннее страх, тем более поводов создаёт сам Мольер для нападок.

Сюжет о противостоянии художника и власти известен и разработан в подробностях. Он, безусловно, может быть интересен и сегодня, предстань герой не только запутавшимся в мелочных дрязгах, в своих пороках открытых и скрытых, но личностью, художником, несущим свою высокую истину. Ибо истина и творчество выше его пристрастий, выше королей и властителей. Вспомним известные пушкинские строки: «Пока не требует поэта к священной жертве Аполлон, в заботы суетные света он малодушно погружён... И меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он... Но лишь божественный глагол до слуха чуткого коснётся...» В этом суть. Мы видим Мольера – Кабанова, малодушного и ничтожного, погружённого в суету безысходных личных противоречий, съедаемого запутанными отношениями между двумя женщинами. Мы знаем, но ему неведомо, что его жена Арманда – дочь его же любовницы Мадлены Бежар. Но мы ждём божественного глагола, как на Парнасе, чистого источника, Кастальского ключа поэзии. Но ждём напрасно. И дело не в жалких лохмотьях подвизающихся на подмостках актёров, дело в том, что божественный глагол утрачен.

Театр Мольера, как он явлен в спектакле, увы, театр мертвый. И его пространство – пустое пространство. Но зато живёт другой театр, это театр власти. Театр, который олицетворяет и воплощает один на всех – король Людовик – Валентин Клементьев. Истинное открытие и театра, и фестиваля. Это он – воплощение подлинной человечности, а не лицемерия. Это он – сама добродетель и нежность. Это он – истинное покровительство и уважение к таланту.

И когда Мольер кричит: «Ненавижу государственную власть!», нам остаётся только недоумевать: «Помилуйте, за что?!» Произошёл парадокс! Вряд ли Татьяна Доронина добивалась такого художественного результата. В этом противостоянии Мольер – М. Кабанов – проигрывает королю – В. Клементьеву – по всем позициям.

СНАЧАЛА ХЛЕБ, А НРАВСТВЕННОСТЬ ПОТОМ!

Александр Славутский (Казанский русский Большой драматический театр имени В. И. Качалова) отчётливо решает «Визит дамы» в брехтовском ключе. По стилю, костюмам его спектакль близок к «Трёхгрошовой опере» Брехта, которую театр не столь давно привозил на Волковский фестиваль.

В далёком прошлом Илла и Клару связывала романтическая любовь. Однако нищий Илл – М. Галицкий – променял тогда своё чувство на доходы мелкой лавчонки, женившись на её владелице. Клара была выброшена из города, бежала на панель, схоронила ребёнка от Илла. И затаила смертную обиду. Она удачно вышла замуж за миллиардера и решила через много лет навестить свой город Гюллен.

Клара приехала вершить суд над Иллом. Клара – Светлана Романова – зловещая машина, механизм со стальной иглой, палач беспощадный и жёсткий, взявший на себя ответственность провоз­глашать надчеловеческую волю, судить судом праведным. И в пьесе, и в спектакле прибытие Клары в Гюллен – катастрофа. Жителям Гюллена кажется, что они переживают триумф и праздник, на самом деле сразу ясно, что их ждёт. Условие Клары – миллионы за смерть Илла. Его должны убить, и тогда город искупит вину перед Кларой. Искупление обнаруживает трагическую и фарсовую тщету существования жителей города.

Вина огромной тяжестью ложится на героя. Дюрренматт, конечно, не античный трагедиограф, но спектакль уходит от человеческого в некий алгоритм. Главное действующее лицо в спектакле А. Славутского не столько человек, сколько толпа, масса, жизнь в толпе, законы толпы. Толпа – как tabula rasa, не отягощённая ни идеологией, ни культурой. Эти безликие люди в «Трёхгрошовой» кричали – «Сначала хлеб, а нравственность потом!». Обезличенная, унифицированная масса.

Гюллен похож на планету Плюк из фильма Г. Данелии «Кин дза-дза». Постиндустриальный город, после звездных войн обращённый в прошлое, погружённый в убожество и нищету. И в привычный идиотизм жизни. Гюллен – адская кочегарка с дымами, где, может быть, уже наступил час страшного суда. Впрочем, ад уже поселился в душе каждого, стоило только упомянуть о миллионах. Люди находят тысячу оправданий своей слабости, своему ничтожеству, своему предательству.

«Визит дамы» – спектакль рациональный и холодный, как холодны его герои. Здесь любовь отгорела, всё погибло в прошлом. Спектакль был бы гораздо объёмней, если бы в нём пульсировала и билась живая, а не механическая изобретённая жизнь. Если бы герои попытались возродить своё былое хотя бы на несколько мгновений. Чувство и страсть проявляют натуру. Но напрасно искать какие-то чувства и страсти в этом спектакле. Свидания Илла с Кларой коротки и бездыханны. Равнодушные реплики, отчуждённые диалоги. Дюрренматт сложнее. Славутский расчётливо и беспощадно уничтожает и отбрасывает любые проявления человеческого у Илла и Клары. Светлана Романова в Кларе – абсолютный механизм. Галицкий пытается пробудить в своём герое хоть капельку живых чувств. Но его герой давно сломан и выброшен на свалку. Починить его душевный организм невозможно. Его и убили потому, что он и жил неохотно. Вывод? Преступление наказуемо. Наказание воспоследует. Дидактическая история с упрощённой моралью, которую так любил высмеивать Дюрренматт.

Странное дело, когда актёры в спектаклях МХАТ и Казанского БДТ выходили кланяться на авансцену, они становились яркими, радостными, живыми и человечными. Ожил артист Михаил Кабанов. Ожили Светлана Романова и Михаил Галицкий. Они были обаятельны. Если бы они были такими же в спектакле, открывая не механическое, а человеческое в человеке!

Прошло четыре дня фестиваля. Ярких театральных событий пока не произошло. Будем надеяться, что они ещё впереди.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают