На постановку этого спектакля художественный руководитель театра Роман Мархолиа пригласил режиссёра Сергея Стеблюка. Он учился в ГИТИСе на курсе Юрия Завадского. Играл в театрах Могилёва и Одессы. Потом взялся за режиссуру, и весьма успешно. Работал приглашённым режиссёром в хороших и разных периферийных театрах. Был главрежем Кемеровского драматического театра, потом Омской академической драмы. Его спектакль «Брат Чичиков» по пьесе Нины Садур, сделанный в Омске, номинировался на «Золотую маску». Словом, Сергей Стеблюк – в режиссуре не новичок.
Правда, как он сам признался, «не является большим специалистом в детском театре, этот опыт – один из редких». Однако свои представления о том, каким должен быть детский театр, у Сергея Юрьевича есть.
– Сейчас в театре мода на всякого рода шоу, интерактив, но мои пристрастия лежат в области «консервативного» детского театра. Со времён своего собственного детства я помню хорошие детские театры, где на сцене творилось волшебство. Отталкиваясь от тех детских впечатлений, я и хотел рассказать сказку «Дикие лебеди» языком волшебства.
Выбор для постановки именно «Диких лебедей» Андерсена – решение самого Стеблюка. Свой выбор Сергей Юрьевич мотивирует всё тем же выше озвученным пристрастием к консерватизму в театре.
– Я считаю, что у любого театра – взрослого ли, детского – есть свой классический репертуар. «Дикие лебеди» – это детская классика на все времена.
На постановку в Ярославль Сергей Стеблюк прибыл не один, а с группой товарищей – «своей командой», в которую входит художник-постановщик Игорь Капитанов, художник по костюмам Фагиля Сельская и композитор Руслан Родионов. «Своя команда» очень важна, если по замыслу режиссёра главный акцент нового спектакля делается на «среду обитания».
– Именно оттуда, из сказочной атмосферы, зритель должен прийти в сказку, а вовсе не из текста, который всем наверняка хорошо знаком, – считает Сергей Юрьевич.
И тем не менее, делая упор на визуальном сказочном образе, он надеется, что для детей, приходящих сегодня в театр, в первую очередь важны не внешний антураж, а вечные нравственные ценности.
– Мне хочется, чтобы они сопереживали добрым героям, чтобы «не любили» злых персонажей, чтобы на этом соучастии воспитывалась детская душа.
Что касается собственно постановки, то, на мой взгляд, абсолютно точным, согласно намеченному режиссёром курсу, оказалось в первую очередь именно сценографическое решение спектакля: золото стрельчатых готических декораций в тандеме с «нездешней» музыкой, в которой прослеживаются ноты шотландских волынок, действительно погружают зрителя в некий фантастический мир. Созерцанием этих декораций вполне можно наслаждаться, даже не отвлекаясь на разворачивающееся действо. Хотя и оно достойно внимания, особенно когда по ходу сказки на сцене главенствуют силы зла.
Так уж получилось, что роли главных отрицательных персонажей исполняют ведущие на сегодняшний день актёры театра – злую королеву Регилью играет актриса Татьяна Гришкова, а архиепископа – заслуженный артист России Юрий Иванов. Они играют столь блестяще, эмоционально и убедительно, что невольно своим мастерством «перетягивают одеяло» спектакля на себя. Нелепо пенять актерам, что они, дескать, играют слишком хорошо. Однако именно за интригами, виртуозно выстраиваемыми Регильей – Гришковой и архиепископом – Ивановым, смотришь затаив дыхание (хотя и знаешь содержание сказки Андерсена наизусть и уверен в том, что happy end спектаклю обеспечен), а вовсе не за жертвенным плетением Элизой (актриса Алина Сенюшкина) крапивных рубашек, которые могут помочь превращению её заколдованных братьев-принцев. Не думаю, что этот «перевес» сил окажется незамеченным зрителем. И при таком раскладе актёрам, исполняющим роли положительных персонажей, придётся немало потрудиться, чтобы именно их печалям сопереживал зал, а не «интриговал» вместе со злодеями. В противном случае весы с вечными нравственными ценностями могут качнуться не в ту сторону, куда изначально хотелось бы постановщикам спектакля.
Однако в целом спектакль «Дикие лебеди», как мне кажется, будет воспринят зрителем не только младшего школьного возраста, но и более взрослой аудиторией – тинейджерами – именно в силу неожиданной и, возможно, незапланированной авторами переклички постановки с модными сегодня в молодёжной среде увлечениями готикой и прочими «страшилками». Главное – заинтриговать зрителя, увлечь его, заморочить ему на какой-то момент голову фантасмагорией и превращениями, а уж правильный вывод на тему, что такое хорошо и что такое плохо, каждый будет сделать в состоянии сам.