Старый охотник из некрасовской поэмы про зайцев как раз вышел погреться на солнышке, а заодно и ружьецо починить – на Семёнов день начиналась на Руси псовая охота.
– А не скажешь ли нам, дедушка, правда ли, что в этот день наши предки мух хоронили? – спросила у словоохотливого спасателя зайцев классный руководитель 3-го «Б» Татьяна Борисовна Макарова.
– Бабьи сплетни, – молвил, хитро прищурившись, Дед Мазай. – А вот как огонь добывали в старину на Семёнов день – хотите покажу?
Взял бывалый охотник две деревяшки и стал старательно их одна о другую тереть, время от времени предлагая ребятишкам убедиться, что дощечки нагреваются и вокруг начинает пахнуть горелым.
– А насчёт мух – сходите к хлебосольной Матрёне Тимофеевне, она всё знает, – кивнул в сторону огороженной плетёным тыном избы, – а заодно чайку с пирогами попьёте.
Так они и сделали. И о том нисколько не пожалели. Чайком из самовара погрелись на засидках у карабихской хозяйки, а заодно во всех подробностях узнали от неё про мушиные похороны. Вместе с музейным гидом Людмилой Гасановой разыграли они весёлую потеху. Злого Тараканища изображал Максим, бравого Комара – Валера, а Муху-цокотуху попросили сыграть – в оправдание своего зимнего имени – Снежану.
Приговаривая: «Мухи вы мухи, комаровы подруги, пора умирать», наперегонки выдалбливали ложками серединки в разрезанных пополам яблоках, забракованных хозяйкой на варке варенья. Замуровывали туда, прихлопывая другой половинкой яблока настоящих мух – их заблаговременно наловили во время мытья окон смотрительницы музея-заповедника.
Процессия направилась в сторону верхнего парка. Там на игровой площадке мух и предали земле. А потом закрепили свой успех в игре, которая так и называется – «В муху». Получили по щепке, старались ими сбить с верхнего конца стойки огромную резиновую муху, купленную в магазине игрушек. Не иначе как таинственный Семён-Летопроводец опекал в тот день азартную Снежану, её руку направлял. Снежана и оказалась самой меткой.
Заканчивать Семёнов день было доверено внештатному сотруднику музея-усадьбы – коню Орлику. Спокойный и покладистый Орлик под присмотром борейтора осторожно катал гостей в седле: в этот день на Руси мальчишек впервые (лет с четырёх!) сажали на коня.
Годовой цикл театрализованных детских праздников в Карабихе, от рождества до осенин, закончился. Чтобы в предновогодние дни пойти на новому кругу. У хозяев Некрасовской усадьбы межсезонья не бывает. В нынешнем году, кроме семейных групп, пришедших в гости к Некрасову по билетам, бесплатные приглашения на «праздники радости» в рамках губернаторской программы «Семья» получили 300 воспитанников из пяти детских домов области.
В ближайшие два года их не станет меньше. Уже известно, что музей-заповедник «Карабиха» получит на эти цели 450 тысяч рублей из областного бюджета.