В. Г. Извеков, директор музея истории города:
– К «Барокко» я отношусь как к большому культурному явлению России. Из практики знаю, что подобные музыкальные коллективы столько лет не живут. В составе этого коллектива – единомышленники, объединённые любовью к жанру, талантом и прекрасными человеческими качествами руководителя – Игоря Васильевича Попкова. Думаю, что по своей человеческой уникальности он вполне мог бы войти в книгу Гиннесса. Такое служение искусству! При своём высочайшем мастерстве он находит нужным и возможным заниматься с детьми, проводить мастер-классы. Это дорогого стоит. За годы знакомства с коллективом я понял – он может всё. Его многожанровость удивляет. Я бы сказал, что музыканты ансамбля многоталантливые. Они любят Ярославль – и это не пустые слова, которые часто произносят артисты на публике, оказываясь в любом городе на гастролях. Они любят по-настоящему. Хотя их жизнь здесь была нелёгкой. В годы реорганизации филармонии они вынуждены были из неё уйти, но из города не уехали – и зрители пошли на их концерты в художественный музей.
Помню один забавный случай, когда работал ещё начальником департамента культуры Ярославской области. Опаздывал на их концерт. Они были уже в зале, музыка звучала, а я вошёл в кабинет директора музея, чтобы раздеться. На столе лежал открытый футляр скрипки Игоря Васильевича. Он очень дорожит своим инструментом, и футляр для скрипки – такой богатый, нарядный, зелёное сукно внутри. И на этом сукне, в футляре лежит, свернувшись, музейный кот. На полу валяется надкусанный пирожок. Вот такое закулисье. Конечно, они могли бы уже не раз уехать из города. Спасибо, что столько лет с нами.
Ю. А. Иванов, заслуженный работник культуры:
– В истории ярославского музыкального искусства «Барокко» – явление яркое и неординарное. Блестящий скрипач Игорь Попков объединил в этом коллективе музыкантов, каждый из которых сам мог бы быть солистом. Ярославцы их полюбили за высококлассное исполнение западной музыки и за то, что они открыли для нас русскую музыку начала XIX века. Концерты «Барокко» – штучные, они востребованы людьми просвещёнными. Такие коллективы, как правило, долго не живут даже в столицах. Им тоже было трудно. Я был свидетелем такого периода их творчества, когда они оказались на опасной грани. В годы перестройки начала рушиться государственная концертная деятельность, надо было научиться жить в новых условиях. В результате долгих переговоров – как им дальше быть – возникла идея перевести ансамбль в художественный музей. Руководство музея отнеслось к этому с энтузиазмом.
Подобные вещи практикуются на западе, уместным это оказалось и у нас. Присутствие «Барокко» очень обогатило музей. Хотя концертная деятельность их стала менее интенсивной. Коллектив уезжал работать в Ханты-Мансийск. Но Игоря Васильевича деньги там не удержали, он вернулся. Его сердце всё-таки приписано к Ярославлю. Он настоящий народный артист – ведь звания даются не просто так, а за большие творческие заслуги. Я был рад вручить ему и высшую награду нашего города – Почётный знак Святого Луки. Оглядываясь на весь их долгий и непростой творческий путь, можно сказать, что это – музыкальный подвиг. В первую очередь, конечно, Игоря Васильевича Попкова.
В. В. Ильина, председатель обкома профсоюзов работников культуры:
– «Барокко» – коллектив уникальных исполнителей. И то, что им исполнилось сорок лет, – тоже уникально. В музыкальной жизни города они занимают своё место. Когда надо представить область на самом высшем уровне – вызывают их. Они «несут знамя» Ярославля по всему миру. «Барокко» стал нашей визитной карточкой. Во всём этом заслуга его руководителя Игоря Васильевича Попкова. Он из тех, о ком говорят – если талантлив, то талантлив во всём. Немногие музыканты владеют словом, как он. Он написал прекрасную книгу – её легко и интересно читать. У него безусловный педагогический талант – как он общается с ребятами на своих концертах и мастер-классах! Его любят – а детей не обманешь, они чувствуют малейшую фальшь. Он наш человек везде – на Дельфийских играх был в жюри и как мог «болел» за нас.
Знаю, что его не раз приглашали работать за границу, на запад уехали многие его знакомые музыканты. А он не уехал. Его любимое дело – дом в деревне, земля – этому он отдаёт всё свободное время. Казалось бы, неожиданное занятие для музыканта. Но для тех, кто его знает, это понятно. Он очень русский по своей натуре. Для меня понятие «русского духа» связано с Игорем Васильевичем. Это глубокая, деятельная любовь к России, не напоказ.
Э. Н. Бойченко, благодарный слушатель с 40-летним стажем:
– Так сложилось в жизни, что именно ансамбль «Барокко» открыл для меня мир великих композиторов и великой музыки.
Благодаря ему мне удалось сделать то, чего так не хватало в детстве и юности – приобщиться к миру звуков.
Хорошо помню, как начиналась в 1968 году ярославская история «Барокко». Молодые, весёлые, талантливые ребята приезжали из Москвы, вначале играли здесь на разных площадках, потом вошли в состав филармонии. В 1969 году художественным руководителем коллектива стал Игорь Попков. С тех пор я – их постоянный и верный слушатель. Для меня музыка «Барокко» открыла иное понимание жизни – в музыкальных красках. Она не раз помогала и помогает мне в самые тяжёлые и серые дни жизни.
Игорь Васильевич много времени и сил отдавал поиску старинных нот, ездил по музеям, деревенским храмам. Он не просто музыкант, он – миссионер, возвращающий в мир русскую музыку ушедших эпох. Старинная музыка не просто услаждает слух, она позволяет почувствовать всю силу русской национальной культуры. Словно красота из самых истоков льётся в твою душу.
А если бы надо было сказать о «Барокко» коротко, я сказала бы так: «Они дарят своим зрителям любовь и счастье».
А. В. Аносовская, директор дома-музея Л. В. Собинова:
– Мне всегда была интересна та часть творчества «Барокко», которая была связана с поиском неизвестных музыкальных произведений. Когда они только начали выступать в Ярославле, Игорь Попков нашёл у нас в фондах рукописный Ярославский сборник, некогда принадлежавший Леониду Николаевичу Трефолеву. В нём было сто музыкальных произведений XVIII века, написанных для клавесина. Они принадлежали как раз к той эпохе, когда в России появились первые композиторы. Из ста он отобрал 28, из них – четыре, соединил, написал оркестровку и родилась «Ярославская симфония № 1» из четырёх частей. Это было настоящее открытие. И дело не только в том, что мы услышали неизвестную музыку. Мы впервые услышали эпоху. Изучая определённую эпоху по документам, книгам, фотографиям, мы забываем, что каждое время наполнено своей музыкой. И без этого не складывается полная картина времени. Какие люди тогда жили, что любили, на какие звуки отзывалась их душа? По многим свидетельствам современников, было известно, что в Ярославле любили музыку. Благодаря «Барокко» мы услышали Ярославль XVIII – XIX вв.
Игорь Попков не только нашёл старые ноты, он написал оркестровку и дал старинной музыке вторую жизнь. Он – соавтор. За одной симфонией последовала следующая, а на 975-летие Ярославля появилось воссозданное им произведение «Взыграйте, струны лиры», которое тогда называли «Гимном города».