Гениальное изобретение наших предков – солнечные часы – ещё недавно казались занятной архаикой, которой нет места в современной жизни. Да и зачем современному человеку солнечные часы, если со временем он позволяет себе вольное обращение. Летом у нас – летнее время, зимой – зимнее. Но чем дальше человек уходит от природы, чем активнее «усовершенствует» её законы, тем больше самых разных проблем возникает в его жизни. Те, кто уже понял, что с природой лучше не спорить, вернули из небытия и солнечные часы – для того, чтобы жить по истинному времени. Во всём мире уже появились общества, объединяющие людей на основе интереса к гномонике, науке о солнечных часах.
Сотрудники ландшафтного отдела Ярославского музея-заповедника Нина Багрова и Екатерина Рукина давно мечтали восстановить на территории Спасо-Преображенского монастыря утраченные в исторических перипетиях архиерейские солнечные часы. Именно восстановить, потому что в книге заметок и записей обители в 1812 году архиепископ Антоний Знаменский писал: «...в июне перенесены солнечные часы из сада моего и поставлены со столбом противу теплицы». Как и подобает музейщикам, работу они начали с того, что подробнейшим образом изучили историю вопроса.
Самое первое упоминание о солнечных часах относится к 1100 году до нашей эры и связано с именем китайца Чиу-пи. В Библии, в 20-й главе Книги Царств, упоминаются солнечные часы царя Ахаза (732 г. до н. э.). Но появилось на земле это отражение времени значительно раньше. Свидетельство тому – найденные археологами древнеегипетские солнечные часы, которые датируются XIII – XV вв. до нашей эры.
На Руси первые солнечные часы появились в XI веке, они были устроены в стене Спасо-Преображенского собора в Чернигове. Известно, что в XVI веке были часы на колокольне Святогорского монастыря. Сохранились описания нескольких видов солнечных часов, которые сконструировал лично Пётр Великий. По солнечным часам в XVIII – XIX веках определяли время проезжающие по петергофской и царскосельской дорогам. Часы были установлены на мраморных вестовых столбах, изготовленных по проекту архитектора Антонио Ринальди.
В 1795 году князь Потёмкин открыл в селе Купавне, подМосквой, часовую мануфактуру, на которой его крепостные изготавливали несколько видов солнечных часов. В XVIII веке солнечные часы приходят в дворянские усадьбы. Их устанавливали везде, где только можно – на стенах домов, на специальных колоннах, в барских дворах и обязательно в парках. Простота устройства часов вскоре позволила распространиться им далеко за стены аристократических дворянских гнёзд и даже войти в крестьянский быт. Они появились повсюду – на площадях уездных городов, в монастырях, на почтовых станциях. Азы гномоники входили в образовательную программу и преподавались на уроках математики.
Потеснили солнечные часы их более сговорчивые собратья – маятниковые и пружинные. Стрелки этих часов человек мог переводить, как ему заблагорассудится. Введение общемировых стандартов времени привело к тому, что гномоника стала не нужна. Солнечные часы ещё какое-то время продолжали строить, но больше по инерции, чем из необходимости. Последние экземпляры солнечных часов утратились вместе с дворянскими усадьбами. Более ста лет в России о солнечных часах и не вспоминали.
Музейным сотрудникам пришлось «сдуть толстый слой пыли» со старых книг и заняться серьёзным изучением гномоники. Разнообразие возможных вариантов устройства часов их поразило. На каких же остановиться? И решили установить на исторической территории мо-настыря несколько видов часов, объединив их в экскурсию «Солнечный путь». Из существующего множества выбрали самые простые – экваториальные, в которые можно превратить любую наклонную клумбу или цветник, армиллярные – в виде сферы – модели мироздания, горизонтальные – наиболее популярные в парковой культуре и аналемматические, которые можно выполнить декоративным мощением на любой площадке. Эта экскурсия будет интересна не только детям, на которых рассчитана, но и их родителям. О времени здесь можно узнать много такого, о чём и не задумываешься, бросая беглый взгляд на часы. Например, то, что истинные солнечные сутки имеют разную продолжительность и меняются в течение года. Причём зимой сутки длиннее, чем летом. А чтобы сутки в году были одинаковыми, люди придумали «среднее солнце». Так и живём – по «выровненному» времени, которое называется средним солнечным временем. Между истинным и средним временем есть разница. Её принято называть уравнением времени. Оно обращается в ноль четыре раза в году – 16 апреля, 14 июня, 1 сентября и 24 декабря. Только в эти дни мы живём по истинному солнечному времени. Пользуясь своими наручными часами, можно, конечно, получить информацию и об истинном времени. Но сделать это нелегко – надо знать уравнение времени, внести поправку на поясное, декретное и, если необходимо, на летнее время. При этом ещё вспомнить, что в 1930 году в России часы были поставлены на час впереди поясного времени. Теперь можно не утруждать себя сложными расчётами – просто пойти в музей-заповедник. Часы «Древо мира», расположенные на площадке по соседству с медведицей Машей, – настоящее учебное пособие. Здесь наглядно можно определить дни весеннего и осеннего равноденствия, часы восхода и заката. Месяцы года расположены на ветках нарисованного дерева. Встаёшь на нужную точку – и твоя тень, как большая стрелка, указывает на самое правильное – природное время. Солнечные часы «Зонтик» и «Колесо времени» «маскируются» в цветочных композициях. Но их точность от этого не страдает. В планах сотрудников ландшафтного отдела музея – строительство оригинальных часов на старой монастырской площади перед звонницей, недалеко от того места, где когда-то по ним определяли время ярославские архиереи. Уж они-то знали, по какому времени надо жить.