Показом в зале имени Николая Нужина этого цикла фотоэскизов, выполненного молодым ярославским архитектором и фотографом, выпускником техуниверситета Андреем Кремнёвым, начался в Ярославле международный фестиваль современного искусства «Архитектура движения».
– Попробовал представить себе, как можно одушевить городскую среду, ничего не перестраивая, – сказал о своём замысле автор. – На примере улицы Свободы методом компьютерной аппликации город я просто «дорисовал». Что-то придумал сам, что-то примерил к нему из классических образцов дизайна – мои коллеги наверняка узнают на эскизах архитектурные мотивы Парижа или Барселоны.
– Многое из того, что увидели мы в проекте Андрея, не так уж и трудно осуществить на практике, – подытожил свои впечатления от увиденного ещё один наш собеседник у экрана – главный архитектор Ярославля Аркадий Бобович.
По логике его рассуждений, бывает, зацикливаемся на исторической архитектуре, а в цивилизованной градостроительной практике старое и новое, не подделываясь друг под друга, а открыто между собой, мирно сосуществуют на пользу людям. Тут, на его взгляд, своего рода зримая теория относительности: в едином пространстве присутствует разное время.
Поводы для раздумий об этом, и не только главному архитектору, дают и проект Андрея Кремнёва, и развёрнутая в соседнем зале, представленная гостьей Ярославля, атташе по культуре посольства Италии в Москве Марией Сикки фотосерия «Мегаполис» ровесника Андрея Кремнёва фотографа Ренато д’Агостина. Уроженец Венеции, живущий в Нью-Йорке, Ренато путешествует по миру и снимает большие города, то, что встретится ему за ближайшим углом. Разгадывает с камерой в руках всегда одну и ту же вековую загадку: как архитектурный ландшафт влияет на ритм жизни, психику и настроение, костюм и походку горожанина.
Аналогичными вопросами озадачивает зрителей и фотосессия на улице Свободы. Вопросов без ответов не стало у них меньше и после вернисажа. Сегодня вечером – «круглый стол» в джазовом центре «Архитектура движения: новые маршруты развития города» с ведущим – московским архитектором, художником, куратором традиционным бьеннале в Венеции Юрием Аввакумовым, кстати, автором ставшего интернациональным термина «бумажная архитектура».
Гость обещает рассказать о европейской практике развития городской среды через культуру. По ремарке директора регионального агентства творческих инициатив, автора проекта фестиваля Юлии Кривцовой главную интригу дискуссии за «круглым столом» подсказал слоган 1000-летия Ярославля «Древний город, устремлённый в будущее». Судя по предварительной заявке, разговор найдётся кому поддержать. Свой интерес к теме обозначили не только архитекторы-практики, но и те, от кого так или иначе зависят судьбы их проектов – кроме Аркадия Бобовича и начальник управления внешнеэкономических, межрегиональных связей, поддержки предпринимательства и туризма мэрии Ирина Антипаева, директор департамента культуры Лариса Сорокина, председатель совета по проблемам регионального развития при губернаторе области Татьяна Блинова, президент института проблем устойчивого развития города Андрей Лукашёв.
На другое утро фестивальный десант отправится осваивать город современным искусством, с остановками на кинопоказы, перформансы, концерты, мастер-классы. Маршруты – не соскучишься: от Знаменской башни и речного вокзала до университетского дворика в Торговом переулке, подземной автостоянки на площади Труда и галереи «Свободный ZAL».
Про галерею надо объяснить особо. Организаторы фестиваля уже показали деловую хватку. На той же улице Свободы, которую на экране так искусно оживил своей фантазией Андрей Кремнёв, они взяли в аренду под фотосессию его брата Сергея, тоже архитектора, на три фестивальных дня бывший магазин «Ветеран», давно закрытый. Возле пейзажей с видами Сочи и Барселоны устроили там с лёгким винцом открытие галереи «Свободный ZAL». Название с секретом. Кончится фестиваль, и зал действительно снова станет свободным, то бишь пустующим – в ожидании ремонта и новых арендаторов.