В эксклюзивной беседе в своём кабинете и затем на пресс-конференции для журналистов с «предисловием к сезону» обратился к нашим читателям худрук Ярославского симфонического оркестра Мурад Аннамамедов. По жанру его сольная импровизация была похожа одновременно на философское эссе и блицкомментарий радикально настроенного политолога. О культуре и музыке маэстро размышлял исходя из собственных представлений о том, что сегодня происходит в жизни.
Злобу дня определил он ни больше ни меньше как «мировой духовный кризис», с переходом России на западный, как он выразился, «опопсованный», от слова «попса», уклад жизни. Что именно сия пагуба означает, объяснил так:
– Когда меня спрашивают, что мешает работе оркестра, я отвечаю: дураки и дороги, чиновники – с оговоркой не все, но многие – и дилетанты.
На концовке фразы наш собеседник сделал убойный акцент:
– Засилье дилетантов губит российскую культуру.
Против них до сих пор не придумано, как считает Мурад Атаевич, ничего лучшего, чем, при наличии божьего дара, та способность, какую Михаил Жванецкий упомянул, имея в виду хоккеистов: выйти на лёд и лечь костьми.
Хрестоматийную мысль сатирика наш собеседник немедленно подтвердил цифрами и фактами. Концертный план оркестра на новый сезон составлен с превышением действующего норматива в 36 концертов с октября по май (вступил в силу ещё в 1996 году), как он сказал, «ровно на двести процентов». В афишах – Чайковский и Моцарт, Григ и Малер, сюита «Петрушка» Стравинского, редко исполняемый Концерт № 2 для фортепьяно с оркестром Бартока, опера венгерского классика «Синяя борода» с солистами из Москвы и Минска.
На пресс-конференции маэстро представил своего сверстника-однокашника по Московской консерватории – нового худрука хоровой капеллы «Ярославия» Владимира Контарева:
– Наш вуз Владимир Викторович закончил по классу Владислава Соколова, знаменитого рыбинца, чьё имя носит одна из областных премий за вклад в развитие культуры. В альма-матер Контарев вырос от студента до профессора. Многие годы отдал он Государственному камерному хору, с гастролями объездил полмира. Он досконально знает, в чём сила русского хорового искусства. Нет никаких сомнений, что его огромный опыт, эрудиция и тонкий вкус, если сказать дипломатично, пойдут «Ярославии» на пользу.
Профессор обошёлся без тронной речи, громких авансов не давал. Сказал только, что в капелле есть трудности, какие можно найти в любом городе без консерватории – например, дефицит мужских голосов. Поскорее справиться с ним – одна из его первоочередных забот в новой должности. Музыка будет звучать в программах капеллы в сезон её пятилетия на все вкусы.
Вкратце пояснил это для людей сведущих, просто назвав имена – в диапазоне от лирика и романтика Грига до новатора американской музыки ХХ столетия Барбера – из программы концерта в день открытия хорового сезона 15 октября. За дирижёрский пульт в этот вечер кроме нового худрука встанет наш земляк-ярославец Сергей Черкасов, живущий в Швейцарии.
Своих коллег со знанием дела дополнил заместитель директора филармонии Григорий Быков. Рассказал о цикле фортепьянных концертов. Его начал в среду москвич Михаил Лидский, известный своим «авторским отношением» к любой музыке, в октябре и ноябре продолжат начатое Денис Мацуев, Алексей Любимов и китаец Фейху Цзяо, а завершит цикл перед самым новым годом прославленная Элисо Вирсаладзе.
Из других анонсов Быков выделил циклы концертов народной музыки под патронажем выдающегося баяниста Липса, детских программ губернаторского оркестра, совместных с фондом Владимира Спивакова, и два весенних фестиваля – традиционный «Джаз над Волгой» и Юрия Башмета, где предстанет он перед слушателями как солист и дирижёр. Программа уточняется, а вот спонсор намеченного на май звёздного фестиваля уже известен точно – компания «Комацу», строящая в Ярославле машиностроительный завод.
Так что, глядя на афиши нового сезона, кто-то из истинных любителей музыки к месту вспомнит слова поэта: «Но видит Бог, есть музыка над нами». Кто-то из них, увидев имена и названия, от которых дрогнет сердце, и справившись насчёт цен на билеты (на вечер романса они стоят от 150 до 500 рублей, на концерт Мацуева – от 600 до 1500), начнут терпеливо откладывать свои кровные «на филармонию». Потому что бедность для них – не та, что в холодильнике и гардеробе, а та, когда не на что сходить послушать любимую музыку.