Это из предисловия сборника «Сказания земли Русской», в котором представлены картины Натальи и Владимира Бутусовых, написанные по сюжетам древнерусских легенд. Оригиналы же произведений можно увидеть в музее истории города, где проходит выставка этих художников. Также в зале представлены картины Вячеслава Серебрякова, которые посвящены той же тематике – преданиям русской земли.
Владимир и Наталья закончили с отличием в 1985 году художественное училище. Их творческая биография начинается в 1996 году с воплощения художественного проекта «Опять она, родная сторона...». В нём были представлены лирические пейзажи Карабихи.
В 1997 – 1998 годах Бутусовы путешествовали по Ростов-ской земле. На основе материалов и впечатлений была создана тематическая выставка «Путешествие к югу от Ярославля», где экспонировались не только пейзажи, но и сюжетные картины по современному быту и ярославским легендам. Так в течение уже одиннадцати лет художники продолжают традиции русской реалистической живописи. Наталья Николаевна работает в детской школе искусств, а Владимир Алексеевич – в музее имени Н. А. Некрасова «Карабиха» и преподаёт в Ярославском художественном училище.
Вячеслав Серебряков обратился к теме Древней Руси после продолжительного перерыва и под воздействием работ его бывших учеников, Бутусовых. Древнерусские образы очень привлекательны для художника своими аллегориями и метафорами, небесно-яркими красками, многообразием типов, многоцветием национального костюма и нетронутостью былинного пейзажа. Интересно то, что хотя сюжеты картин по сути вымышленные, но пейзажи, по словам В. А. Бутусова – реальные. Даже облака на картинах Владимира, кажущиеся гротескными, пришедшими из фантазий и сказаний, в действительности написаны с натуры. Так, глядя на его работы, вспоминается статьяН. К. Рериха «Небесное зодчество»: «Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочёными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга».
Помимо внешней красоты картины художников несут внутреннюю красоту – внутренний смысл. Каждая из них имеет свой сюжет, за каждой неповторимая история из жизни земли Ярославской, из жизни русского народа.
Наиболее известная легенда отражена в картине Н. Н. Бутусовой «Сказание о построении града Ярославля. 2000 г.». Мы видим на ней и Медвежий угол, где язычники поклонялись Велесу, «скотскому богу», медведя, которого напустили они на Ярослава Мудрого, и знаменитую секиру, которую с детства видел на гербе нашего города каждый ярославец. Интересно, как дым от языческого костра складывается в очертания города, сливаясь с облаками. Будто город всегда был невидимый на этом месте, куда водрузил Ярослав православный крест, и сам Господь Бог показывает нам его очертания.
С православной тематикой связана также поразительной силы и чистоты картина «Велик Русский Бог Никола!», где изображён вид на ростовское озеро и реку Которосль с возвышен-ности села Великого. В этих мес-тах до принятия христианства люди поклонялись языческому богу Велесу. Впоследствии его образ стал отождествляться с образом Святителя Николая. Между собой люди называли его Велесом, а обращаясь к Богу, называли Николой.
«Русский Бог», – так говорили о Николае Чудотворце. «Видимый невидимо» стоит он над нашей Родиной, любуясь ею. Светлыми, небесными, синими цветами написана эта картина, и веришь, что и православные летописи, и древние предания, и даже рассказы о леших и «старичках-боровичках» с картинВ. Серебрякова, и о русалке, некогда якобы виденной жителями Даниловского района, с картины В. Бутусова «Русалочий камень» – это правда.
Таинственная правда, пришедшая из глубины веков, существовавшая на Ярославской земле ещё до городов и деревень, до первых славян, во времена наших мудрых предков. И мне представляется, что когда человек начинает верить в эти сказы, так живо представленные на картинах трёх художников, начинает твориться легенда. Она выходит с помощью живописцев из «призрачной древности» и начинает жить. Хотя бы и в нас с вами.