суббота 23

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

среда, 17 сентября 2008

Оживающая древность

нет фото

«Легенда не только призрачная древность. Во все дни, во все времена творятся легенды».

автор Дария МУХИНА

 

Это из предисловия сборника «Сказания земли Русской», в котором представлены картины Натальи и Владимира Бутусовых, написанные по сюжетам древнерусских легенд. Оригиналы же произведений можно увидеть в музее истории города, где проходит выставка этих художников. Также в зале представлены картины Вячеслава Серебрякова, которые посвящены той же тематике – преданиям русской земли.

Владимир и Наталья закончили с отличием в 1985 году художественное училище. Их творческая биография начинается в 1996 году с воплощения художественного проекта «Опять она, родная сторона...». В нём были представлены лирические пейзажи Карабихи.

В 1997 – 1998 годах Бутусовы путешествовали по Ростов-ской земле. На основе материалов и впечатлений была создана тематическая выставка «Путешествие к югу от Ярославля», где экспонировались не только пейзажи, но и сюжетные картины по современному быту и ярославским легендам. Так в течение уже одиннадцати лет художники продолжают традиции русской реалистической живописи. Наталья Николаевна работает в детской школе искусств, а Владимир Алексеевич – в музее имени Н. А. Некрасова «Карабиха» и преподаёт в Ярославском художественном училище.

Вячеслав Серебряков обратился к теме Древней Руси после продолжительного перерыва и под воздействием работ его бывших учеников, Бутусовых. Древнерусские образы очень привлекательны для художника своими аллегориями и метафорами, небесно-яркими красками, многообразием типов, многоцветием национального костюма и нетронутостью былинного пейзажа. Интересно то, что хотя сюжеты картин по сути вымышленные, но пейзажи, по словам В. А. Бутусова – реальные. Даже облака на картинах Владимира, кажущиеся гротескными, пришедшими из фантазий и сказаний, в действительности написаны с натуры. Так, глядя на его работы, вспоминается статьяН. К. Рериха «Небесное зодчество»: «Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочёными парусами, заманчивые призрачные горы – чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга».

Помимо внешней красоты картины художников несут внутреннюю красоту – внутренний смысл. Каждая из них имеет свой сюжет, за каждой неповторимая история из жизни земли Ярославской, из жизни русского народа.

Наиболее известная легенда отражена в картине Н. Н. Бутусовой «Сказание о построении града Ярославля. 2000 г.». Мы видим на ней и Медвежий угол, где язычники поклонялись Велесу, «скотскому богу», медведя, которого напустили они на Ярослава Мудрого, и знаменитую секиру, которую с детства видел на гербе нашего города каждый ярославец. Интересно, как дым от языческого костра складывается в очертания города, сливаясь с облаками. Будто город всегда был невидимый на этом месте, куда водрузил Ярослав православный крест, и сам Господь Бог показывает нам его очертания.

С православной тематикой связана также поразительной силы и чистоты картина «Велик Русский Бог Никола!», где изображён вид на ростовское озеро и реку Которосль с возвышен-ности села Великого. В этих мес-тах до принятия христианства люди поклонялись языческому богу Велесу. Впоследствии его образ стал отождествляться с образом Святителя Николая. Между собой люди называли его Велесом, а обращаясь к Богу, называли Николой.

«Русский Бог», – так говорили о Николае Чудотворце. «Видимый невидимо» стоит он над нашей Родиной, любуясь ею. Светлыми, небесными, синими цветами написана эта картина, и веришь, что и православные летописи, и древние предания, и даже рассказы о леших и «старичках-боровичках» с картинВ. Серебрякова, и о русалке, некогда якобы виденной жителями Даниловского района, с картины В. Бутусова «Русалочий камень» – это правда.

Таинственная правда, пришедшая из глубины веков, существовавшая на Ярославской земле ещё до городов и деревень, до первых славян, во времена наших мудрых предков. И мне представляется, что когда человек начинает верить в эти сказы, так живо представленные на картинах трёх художников, начинает твориться легенда. Она выходит с помощью живописцев из «призрачной древности» и начинает жить. Хотя бы и в нас с вами.

Читайте также
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают