А началось всё приблизительно полвека назад на небольшой Ямской улочке Ярославля, где и прошло детство будущей актрисы. Дома здесь были невысокие, деревянные, словно сошедшие с полотен Поленова. И люд тут обитал в основном небогатый, рабочий. И потому в голодные послевоенные годы жителям городских окраин естественно не до кукол было для своих ребятишек. Одеть бы их потеплее да как-то накормить.
А дети в любых условиях – дети. Им играть хотелось – сказки! И они мастерили куколок самостоятельно, из всего, что имелось под рукой. К примеру, из овощей.
– У свёклы отломишь ботву, и получаются длинные кудри, замечательные! Возьмёшь одуванчик, ножку оборвёшь, а она закручивается пушистой юбочкой. А зимой, когда борозда промёрзнет, лёд раздолбишь – а там как дворцы сказочные. Наставишь этих льдышек и придумываешь, как овощные принцы и принцессы гуляют по великолепным залам, вальсируют под звуки волшебной музыки,– вспоминает Елена Константиновна.– Поэтому и фантазия у ребёнка развивается, а сейчас все игрушки готовые, «мама из магазина принесла». Современным детям нужно играть не в чужеземку Барби, у которой и посуда, и машина, и дом, но всё фабричное, не русское – это неправильно для воспитания наших девочек. Пользы было бы больше от выполненной собственноручно куколки, или сшитой мамой или бабушкой. Очень родной, любимой и неповторимой.
Вот вам и формирование в человеке чувства патриотизма. Без высокопарных слов и запредельных воспитательных проектов.
«Я буду артисткой в Зимнем дворце»,– так заявила маленькая Леночка родным и близким, увидев однажды детскую книжку, кажется, Михалкова, с красочной обложки которой блестел разноцветными окнами сказочный замок. Почему-то малышка решила, что это Зимний. И в нём обязательно должен находиться театр.
И с годами от детской мечты своей не отказалась. Подростком поступала в наше театральное тогда ещё училище. Не было в то время отделения кукловодов, а на драму девочка не прошла – срезалась на третьем туре. Но её заметили и предложили, позанимавшись немного со старшими мастерами, поступать в дальнейшем в Горьковское училище. И тут вмешалась судьба в виде Александры Константиновны Шкоропад – замечательной актрисы и режиссёра театра кукол, сказавшей, что очень нужны «ученики актёра».
ИСКРЕННОСТЬ ЧУВСТВУЕТ КОЖЕЙ
Пухленькая блондиночка с косами длинными – такой Леночка предстала перед комиссией на прослушивании в театр, возглавляемый главным режиссёром Василием Васильевичем Беляевым, интеллигентнейшим человеком. Сейчас, по мнению нашей героини, таких нет больше.
Труппа прослушала семнадцатилетнюю миловидную девушку, и решили её на работу принять – молодых-то актёров вместе с Еленой всего двое в театре!
Что читала тогда она? Елена Константиновна не помнит. Запомнилось только то, что спеть её попросили – «Подмосковные вечера». И она со страху жутко наврала.
Первая роль – роль младшей дочери мачехи в спектакле «Золушка». Правда, её Жавотта не такая злыдня, как старшая сестра. Помягче и не так Золушку третировала.
Эта сказочная героиня тоже пухленькая, наверное, факт этот и стал решающим в получении Леной роли.
– Пришлось осваивать профессию – гапиты, трости, механику,– продолжает актриса. Мне повезло, что вместе со мной работали замечательные актёры – Любовь Григорьевна Голубовская, Рафаил Александрович – коллеги любя называли его Роксаныч – и Татьяна Никаноровна Соколовы. У них и училась актёрскому мастерству. Овладеть им сложнее, чем, допустим, в театре драмы, где выразительные средства многообразны – мимика, жесты, пластика, фактура...
А в кукольном театре выразительным средством является один предмет, причём неодушевлённый – кукла. И задача актёра-кукловода – заставить зрителя поверить, что перед ним живое существо, которое может радоваться и страдать. Чтобы ребёнок сопереживал удивительным фигуркам из папье-маше, разыгрывающим на сцене внешне сказочные, но по сути реальные людские истории – комедии и трагедии. И лжи маленький зритель не простит – его не обманешь, ведь искренность он чувствует всей душом, всем нутром своим, всей кожей.
СНЕГУРОЧКА С РАДИКУЛИТОМ
С мужем своим Евгением Снегиревым Елена познакомилась на новогоднем вечере в Художественном фонде. Тогда две компании совершенно незнакомых молодых людей в разгар праздника слились в одну. А дальше как у всех – встречались, поженились, родилась дочь Анна. Но только счастье семейное оказалось недолгим. Девять лет всего исполнилось Анечке, когда погиб отец. Неожиданно и нелепо.
Тяжело молодой актрисе было воспитывать ребенка одной – зарплата мизерная. И сцену мыла по совместительству, и бутафорку, кружки вела. Ни от какой подработки не отказывалась. А теперь у её доченьки два высших образования, медицинское и педагогическое. Недавно успешно окончила Ленинградский университет имени Пушкина. А ещё у Елены Константиновны есть любимая внучка Ольга, ученица третьего класса. Она пока театром не бредит, но, когда играет в куклы, устраивает представления. Да какие! «Я ей говорю: «Куда мне до тебя!»– улыбается моя собеседница.
Более десяти лет провела наша героиня, как выражаются артисты, «на колесе», то есть, катаясь со спектаклями в командировки и не только по области, а от Урала до Крыма. На гастролях всякое случалось: и болезни, и курьёзы. Однажды в Курске почувствовала себя ярославна очень плохо – температура поднялась высокая. Что делать? И Снегирева принимает совершенно неожиданное решение – отправляется в парикмахерскую, делает стрижку и химическую завивку. Преображается так, что в гостинице её никто не узнал. Но эта кардинальная перемена внешности каким-то чудесным образом способствовала исцелению.
Вообще, актёры – народ особенный. Бывает на коляске его на спектакль привезут, а он на сцену выйдет – и куда болезни деваются? И Елена Константиновна как-то тоже играла Снегурочку с... острым радикулитом на новогодних утренниках. По сценарию её в фойе на санках вывозил Медведь. Так при каждом толчке она испытывала такую невыносимую боль, будто металлическим прутом её лупили, но актриса улыбалась. Разве можно испортить детям праздник?
ЛЮБОВЬ НА ВСЮ ЖИЗНЬ
Заслуженная артистка России считает, что «все теперешние мультики – это растление. Внучка целыми днями сидит у телевизора. Смотрит популярный сериал «Зачарованные». Но его героини – ведьмы, а ведьмы не могут быть хорошими – это же ведьмы!»
В душе у ребенка должно быть светло. И тогда он никогда не сделает гадость – не ударит, не украдёт... Патриотизм нужно нашим малышам прививать, понятие о чести, порядочности.
– Я возмущаюсь многими вещами – материально стали жить лучше, какое-то изобилие появилось, но пропала духовность! Есть, конечно, среди современной молодёжи и люди с богатым внутренним миром, но общая масса-то какова? И найди-ка попробуй эти зёрнышки в ней. Но, несмотря ни на что, будущее за искусством всегда, в том числе и театром кукол. Он будет жить в народе. Может, не станет государственных театров. Но чтобы исчезнуть совсем – никогда.
А для актрисы Снегиревой её театр – это любовь на всю жизнь.
– А как обстоят дела с другими увлечениями?– спрашиваю.
– Да их не так много из-за загруженности, естественно. Но вот уже пятнадцать лет свечки фигурные собираю – их уже порядка сорока пяти. Детективы люблю читать. Но только женские. Мужской детектив – это кровь, жестокость. А в женском всё мягче, интересны логика преступника, взаимоотношения между героями.
Очень жалеет наша героиня и брошенных животных. У неё в сумочке для них всегда косточка припасена. А если ничего нет с собой, то не поскупится она и сосиску купить какой-нибудь увязавшейся за ней дворняге с печальными умными глазками. Ребёнку, просящему милостыню, денег не даёт. Может, он на сигареты их потратит или пиво? Но обязательно спросит: «Что тебе купить? Булку?» И ещё и пакетик молока прикупит. Бездомные собаки и дети на рынке гужом за ней бегут. Это её сердечная боль. И девчонок своих приучила – никогда равнодушно мимо обездоленных не проходить!