Надежда Дмитриевна гордится тем, что она из рода известных большесольских мастеров. Её прадед Михаил Демидов расписывал дома богатых петербуржцев, его брат Владимир писал изумительные иконы, одна из них, «Образ Иисуса Христа», хранится в некрасовской церкви Утоли Моя Печали. А дед Александр Демидов вообще обладал самыми разнообразными талантами – реставрировал храмы, увлекался живописью, слыл первейшим гармонистом в посёлке, любил русскую трёхрядку. К нему со всей округи тянулись с этими инструментами земляки – кому настроит, а кому и починит, если сломалась.
– А ещё деда считают крёстным отцом народного театра в Больших Солях. Он руководил первым драматическим кружком на механическом комбинате. Вот посмотрите, какая у меня реликвия сохранилась, – показывает мне мастерица маленькую книжицу – это пьеса Писемского «Горькая судьбина», изданная в 1939 году. – В ней расписаны роли рукой Александра Михайловича: Калистрат Григорьев – Сотсков, Лизавета – Агнея Трубникова, Рябой мужик – Вознесенский… Это всё старейшие и известные в Некрасовском артисты! Нас у мамы пятеро детей было. Детство военное и послевоенное голодное. Но какое интересное, благодаря деду! Какие он нам ёлки устраивал! С ряжеными! Гостей приходило! А как заиграет на гармони – заслушаешься…
Кстати, отец нашей героини тоже играл – на мандолине, брат, названный в честь деда Александром, – на баяне и гитаре и поёт прекрасно.
Одна Надежда, казалось, не унаследовала от талантливых предков ни тяги к рисованию, ни к музицированию. После десятилетки окончила Владимирский библиотечный техникум и 47 лет честно и добросовестно трудилась в библиотеке. Двадцать из них – в детском туберкулёзном санатории на Бабайках. Самые значительные её творения в те времена – это оформление библиотечных стендов и выставок.
– Я думаю, талант передаётся в роду через поколение, – продолжает мастерица.– Вот дочка моя Татьяна – настоящий художник-керамист. Она закончила художественно-графическое отделение Костромского института. Да ещё ей повезло выйти замуж за Валерия Гончарова, художника из Новосибирска. Он-то её научил работать с глиной. У Татьяны и Валерия свой художественный салон в Суздале. Главная тема работ дочери – мир древних славян, славянской мифологии. О Татьяне моей уже дважды по телеканалу «Культура» фильмы документальные показывали! Выставки её работ не раз проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Иванове, Владимире… Вот бы её в Ярославль пригласили, она же родом из Ярославской области! А за свой счёт такие выставки делать очень дорого.
Отдыхать вместе с внуками летом Надежда Дмитриевна каждый год приезжает к дочери в Суздаль. А там любит наблюдать, как Татьяна работает. Дочка, заметив интерес матери к глиняным поделкам, сказала как-то, словно в шутку, ей: «Мама, учись!»
Дочь пошутила, а мать загорелась, даже в словаре толковом нашла и выписала, что означает слово «окарина» – это духовой музыкальный инструмент с полым корпусом сигарообразной формы, в котором просверлены отверстия, обычно семь, для изменения высоты звуков; изготавливается из глины или фарфора, бывает самой разнообразной формы.
Попробовала вылепить первую музыкальную игрушку – маленькую курочку. Сначала не получалось никак. Труд, несмотря на видимую простоту, большой.
– Потом я для своей птички ножку необычную придумала, вот такую круглую подставочку, – рассказывает Надежда Дмитриевна. – Дочери понравилось, она меня похвалила! Точно такая же курочка, как у меня получилась, хранится в музее в Суздале. Её сделали в XVI веке. Леплю я животных – козликов, коней, уточек, бычков, котиков, оленей, медведей… Вот барашка слепила, потом ухлапываю его обыкновенной школьной линейкой, специальной палочкой орнамент наношу… Никаких книг с орнаментами у меня нет. Я всё беру из головы. По наитию. И эскизы своих зверюшек тоже предварительно не рисую, как это делают профессиональные художники. Я живописи не училась. Что вижу, то и леплю. Вижу петушок во дворе гуляет. Таким его и леплю. И так я в это дело втянулась, ведь, когда лепишь, обо всём забудешь! А звук-то какой, послушайте, он словно переливается. Душа радуется! Жаль, я не знаю нотной грамоты. А вообще, музыканты могут играть на окарине все семь нот! Красивые мелодии…
Уж, наверное, не один десяток игрушек изготовила моя собеседница, хорошо овладела секретами мастерства, а дочка её снова тормошит: «Мама, расти!» И появились более сложные скульптуры – петух с роскошным гребешком и пышным хвостом, а на нём скоморох с дудочкой или гармошкой. Гусь, которого оседлал тоже скоморошек, но уже с бубликами на шее – на ярмарку, видимо, едет…
Очень любят местные ребятишки маленькие «окаринки» в виде рыбок, их можно повесить на шнурочек и время от времени оглашать с их помощью весёлым посвистом округу. Такие висячие музыкальные игрушки делают сын Надежды Дмитриевны Евгений, внук Дмитрий и внучка Алла. От бабушки любовь к глиняным поделкам, словно цепная реакция, уже к ним передалась. Тем более все они люди одарённые. Дмитрий Захаров закончил в Некрасовском художественную школу, его рисунки демонстрировались на областных выставках в Ярославле. Сейчас он в армии, а после службы обязательно будет учиться живописи дальше, уверена наша героиня, и продолжит дело своих знаменитых, талантливых прадедов и дедов, и древо большесольских мастеров не увянет.