Цифра впечатляет и удивляет. Многое проясняется, когда узнаёшь, что это крошечные изделия из керамики, выполненные с фантастической выдумкой, сказочные, ни одно не похожее на другое. Они представляют собой древнейшие музыкальные инструменты – свистульки.
Около ста участников выставки со всего мира тоже были свистулечниками: из Италии, Германии, Америки, Канады, Израиля, Испании, Японии, Кореи, других стран. Все, как говорится, не лыком шиты, но Валерий со своими работами оказался в центре внимания. Как победителю этого своеобразного смотра, ему была предоставлена возможность дать мастер-класс.
Отвечая на вопросы «Северного края», Валерий рассказал, что удивительные существа и зверюшки, которые выходят из его рук, рождены главным образом русским фольклором. Иногда в них угадываются восточные мотивы – он постоянно ищет что-то интересное для себя в других культурах, так появляется, по его словам, «конгломерат».
Валерий родом из Вологды, оттуда переехал в Узбекистан и прожил сорок лет в чудном городе Навои. Десять лет назад судьба привела его в Углич, где живут родственники жены. Город покорил душу, а главное, как он выражается, он здесь пригодился. Работает в детской художественной школе, преподаёт ребятам основы керамики, участвует в городских, областных и республиканских выставках.
С итальянскими керамистами его свёл здешний художник Чахотин, «у которого друзья – вся Италия».
На севере страны есть музей свистулек, директор которого Жан Франко Валенто устраивает раз в два года фестивали мастеров этого древнего искусства. В прошлом году Куртмулаев был удостоен на таком фестивале звания «Маэстро Кукаро» и считается с тех пор членом этого профессионального братства.
– В Италии очень серьёзно относятся к свистулькам, – рассказывает он. – Президент ассоциации свистулечников «Анемос» сеньор Армандо Скуто приглашает меня на все мероприятия, предоставляет мастерскую, глину, оборудование для обжига – всё, что необходимо.
В Угличе такого набора возможностей у Валерия нет. Поэтому его главные шедевры – двухметровые (!) свистульки он лепит только в Италии. В каждую из них встроено около 200 маленьких свистулек. Приноровившись, можно извлечь из такого инструмента целую симфонию звуков.