Спектакль в исполнении драматических и оперных артистов с музыкальным сопровождением нескольких оркестров – впервые за 16 лет – состоялся не в стенах монастыря под открытым небом, а в огромном зале выставочного центра «Старый город». Для создания «Амадея» – музыкального рассказа о Моцарте и Сальери – в Ярославль прибыли столичные артисты Евгений Стычкин и Даниил Спиваковский. Они и ранее принимали участие в спектаклях фестиваля, а на этот раз на предложение дирижёра театра «Новая опера» Дмитрия Волосникова согласились, даже не раздумывая.
– То, с чем пришлось столкнуться во время постановки спектакля, – гениальная литература, потрясающая музыка, великолепная работа хора – заставило задуматься о собственном несовершенстве, о своей «неглобальности». Музыка – вечное, высокое искусство, более высокое, чем театр, и поэтому участвовать в этом проекте было особенно интересно. И вообще в какой-то момент хочется проверить себя: есть ли у тебя созвучные переживания, эмоции, чтобы сыграть ту или иную роль, свойственны ли они тебе, – так объяснил Евгений Стычкин своё участие в «Амадее».
У Дмитрия Спиваковского другие побудительные мотивы: ему не надо было себя проверять ролью Сальери, весь арсенал для игры злодея дала ему сама природа – он обладает «змеиной» пластикой, немного сутул, саркастически улыбчив.
– Последние два года я играю только отрицательных героев. Но это интересно. Мы же оправдываем себя в жизни, что бы ни совершили. Всегда находим своим поступкам объяснение в чём-то внешнем. И у Сальери есть своя правда, он убеждён, что он делает правильно. То, что мы все завидуем кому-то белой или чёрной завистью, – это точно. А уж по какому пути идти – пусть зритель выбирает сам, – говорит он.
В важнейшем вопросе бытия – совместны ли гений и злодейство – оба единодушны: «Обязательно совместны». Правда, Пушкин, стихами которого актёры изъяснялись за Моцарта и Сальери, полагал иначе. Может, заблуждался?
Работу с музыкантами, занятыми в спектакле, в Ярославле и Костроме Дмитрий Волосников начал 8 августа. Репетиции шли едва ли не круглые сутки. Оркестр «Новой оперы», академический камерный хор Костромской области, хоровая капелла «Ярославия» должны были стать единым музыкальным организмом – без этого к Моцарту не стоит и подступаться. Три дня перед премьерой «Амадея» Дмитрий Волосников вместе с режиссёром, заслуженной артисткой России Аллой Сигаловой, соединяли драматическую и музыкальную канву спектакля. В субботний вечер, несмотря на разгар отпусков, в «Старом городе» был аншлаг – такого количества зрителей открытая музейная площадка, наверное, не смогла бы принять.
Спектакль начала музыка Сальери – бравурная, красивая. Затем появился и сам маэстро Сальери – в точном, тонком исполнении заслуженного артиста России Дмитрия Спиваковского. Это не хладнокровный убийца, а человек, усомнившийся в справедливости Господа, который одарил гениальностью того, кто, по мнению Сальери, её недостоин. Любящий и ненавидящий одновременно, талантливый, но завидующий другу до отчаяния – Сальери не отвратителен, а трагичен и страшен.
Дмитрий Спиваковский перед началом спектакля сожалел, что ему придётся выйти на сцену в роли Сальери только один раз. Действительно, жаль – «вытащить» из себя Сальери (говоря словами Евгения Стычкина) ему удалось. Сальери-Спиваковский «держал» зал крепче, чем Моцарт-Стычкин. Видимо, несмотря на талант, лёгкость, темперамент, обаяние, чего-то не хватило для того, чтобы произошло таинственное слияние с образом.
Но главная роль во всём действе принадлежала, конечно, Дмитрию Волосникову. Он был и Моцартом, и Сальери – музыка этих композиторов звучала прекрасно и вызвала у зрителя сильные эмоции: по окончании спектакля зал бисировал, и было понятно – кому больше всех...
Сегодня позади и другая, не менее любимая и традиционная часть праздника – ночной колокольный концерт с фейерверком, который состоялся воскресным вечером в музее-заповеднике. В этом году на звоннице не только звонили в колокола, на ней «оживали» фрески Ярославля. Совершенные творения художников XVI – XVII веков, волнующие душу церковные звоны на фоне бархатной летней ночи – зрелище запоминающееся. «Парад басов» представили здесь солисты московских театров: Большого – Борис Бежко, «Новой оперы» – Владимир Кудашев и Виталий Ефанов, музыкального имени Станиславского и Немировича-Данченко – Дмитрий Степанович. Преобразилась к этому празднику и территория музея: цветущие клумбы, изысканные композиции из лозы, старинных вещей и цветов, мерцающие в траве свечи – просто прогуляться среди такой красоты – удовольствие.
А уже сегодня, когда закончится в Спасо-Преображенском соборе литургия и ярославцы разберут по домам освящённые яблоки, организаторы фестиваля начнут подводить итоги и думать – где взять силы и, главное, деньги для проведения следующего «Преображения». Удержать фестиваль на том высоком уровне, на который он поднялся с обычного музейного колокольного концерта, сложно. Одним музейщикам вряд ли по плечу. Сохранить ярославское «Преображение» – дело чести города и горожан, особенно в преддверии 1000-летия Ярославля.