В руках каждой из них скальпель или небольшая кисть – одни из основных подсобных средств реставратора. Ими они счищают многолетние наслоения на внутренней стене южной галереи Свято-Введенского собора.
Миллиметр за миллиметром продвигаются к цели. Едва ли не через каждые двадцать минут приходится затачивать лезвие скальпеля. И опять водить им по стене, подцепляя очередной тонкий слой мела. Кому-то всё это может показаться утомительным и даже нудным, но под рукой реставраторов происходит маленькое чудо: открывается живопись, которую никто не видел очень много лет. Роспись собора была сделана в XVII веке, позже её подновляли, а по сути записывали подлинную работу мастеров, которую теперь и восстанавливают реставраторы, освобождая фрески и от этих «подновлений», и от толстого слоя мела. Зачастую именно он и помог сохранить первозданное.
– Попадаются очень интересные сюжеты, все они – иллюстрация к Библии. Иногда их сопровождает текст, и тогда – словно книгу читаешь: всё становится ясно и понятно, – говорит Анна Зубарева.
Но бывает и другое: живопись уничтожена до кирпичей, и тогда реставраторам приходится пересматривать и перечитывать массу специальной литературы, бывать в аналогичных храмах, где подобная живопись могла сохраниться, после этого разрабатывать стилистику будущей росписи, делать рисунок на кальке, переводить его на стену. А ещё конструировать левкас – это своеобразный вид шпаклёвки под краску – и только потом приступать к реконструкции самой росписи.
– Студенткам пока с такими сложностями встречаться не приходилось. У них задача попроще: провести расчистку. К тому же на стенах южной галереи удивительно хорошо сохранились левкас и графья – контурные линии, продавленные в грунте, по которым, как по рисунку, можно определить даже мелкие детали росписи, – объясняет Роман Катырев, художник-реставратор фирмы «Возрождение». Он работает вместе с девушками, помогая им освоить профессию. Вместе они уже расчистили часть стены, на которой предположительно изображён один из сюжетов «Песни песней» – части библейского текста.
За лето реставраторы должны полностью расчистить южную сторону галереи и перейти в центральную её часть. Помощь со стороны студенток пришла вовремя. Работают девушки в тишине, кажется, даже друг к другу не обращаются.
С монастырской жизнью будущие реставраторы столкнулись впервые. Но, похоже, порядок её приняли. Даже постятся в постные дни. К тому же, говорят, повара здесь отменные и готовят отлично.
Живут девушки в общежитии для паломников – вчетвером в комнате, почти как в институтском общежитии. В свободное время уходят на пленэр. Это – вторая часть практики. Каждая должна привести в институт ещё и множество собственных рисунков и живописных работ. Пишут Волгу, монастырь, поля, деревца – всё здесь, говорят, по-особому трогает душу.