Всю жизнь трудилась она не покладая рук, строила дорогу и дома, работала в совхозе и в военных лагерях. В сорок первом проводила на фронт мужа и ждёт его по сей день, говорит, жив.
Давно выросли дети, в поисках лучшей доли разъехались из родного дома, а Александра Васильевна жила в своей деревушке Лихобразово и старалась со всем управляться сама. И только зима стала сильно докучать ей под старость. Ведь русская деревня не курорт: здесь и вода из колодца, и «удобства» во дворе, и тепло от печки, которую надо еще и растопить.
Словом, трудно одной на старости лет. В декабре прошлого года, когда дом ветеранов – некрасовский долгострой – наконец-то сдали, Александра Васильевна отпраздновала в нём новоселье. А всего поселились в доме ветеранов шестьдесят пять человек. Здесь двух-, трех- и однокомнатные квартиры современной планировки, с большими прихожими и кухнями, удобными комнатами. Есть ванные и ваттер-клозеты. Вот только летом проблема с горячей водой. Дом, как и все другие в Некрасовском, отапливается от котельной, которая летом встаёт на профилактический ремонт по подготовке к зиме. Жителей дома ветеранов в это время раз в две недели вывозят в баню. Для этого отдел соцобеспечения выделяет специальный автобус.
Но в районной администрации планируют в перспективе решить вопрос кардинально: устроить в доме собственную котельную или установить водонагревательные приборы в каждой квартире, рассказывала нам Альбина Павловна Суворова, заведующая домом для ветеранов. Она пригласила нас посмотреть, как живут её подопечные. Жилье здесь социальное и предоставляется людям на время. Жильцов отбирают из кандидатов по всему району, отдавая предпочтение одиноким престарелым ветеранам Великой Отечественной войны и труда, инвалидам, живущим в отдалённых и малонаселённых деревнях. Таких в Некрасовском районе немало.
В деревне Эскино не осталось даже колодца, так всё заросло и захирело. Но Валентина Николаевна Захарова, сейчас ей 83 года, почти десять лет жила там одна. Только летом по соседству появлялись дачники. Вот такие, как Захарова, и были в первую очередь претендентами на квартиры в Некрасовском.
В доме ветеранов каждую среду дежурит врач, жильцам не надо ходить в поликлинику, чтобы пройти первичный осмотр у терапевта или получить консультацию относительно своего здоровья. На особом счету жильцы и на станции «Скорой помощи», по первому вызову медики мчатся сюда. Это не то что в отдаленной деревне, куда и трактором порой не добраться. Ещё раз в неделю бывают парикмахер и библиотекарь: кого-то постричь, побрить, кому-то принести книгу или газеты. Здесь устраивают коллективные праздники, собрания, так что скучать и замыкаться в своей старости и на своих проблемах пожилым людям некогда.
Мы идем с Альбиной Павловной по этажам. Трёхкомнатные квартиры здесь как «коммуналки», но это не смущает людей, в них живущих. Рады, всё-таки не надо ни воду таскать, ни о дровах беспокоиться. Вот Вера Дмитриевна Прилежаева, соседка бабушки Рыжиковой, перебралась сюда из Левашова. Там жила с дочерью, к которой приехала, продав жильё в Сибири.
Вообще-то Вера Дмитриевна – уроженка здешних мест, здесь начинала свою трудовую деятельность ещё в годы войны, потом с мужем отправились в дальние края. А на старости лет, похоронив его, вернулась на родные волжские берега, к тому же вернулась с новым мужем, тоже ветераном. Но жизнь с семьёй дочери не задалась, скорей всего из-за тесноты, и Вера Дмитриевна попросила в собесе помочь ей с оформлением в дом престарелых. Ей посоветовали другое, и она дождалась очереди в доме ветеранов. Говорит, что жизнью и соседями довольна, к тому же недавно приезжала погостить дочь, их взаимоотношения налаживаются.
В доме ветеранов что ни человек – то судьба. Анатолий Степанович Капустин – бывший фронтовик, ушел на войну в восемнадцать лет. Попал на карело-финский фронт. Был в военно-воздушных войсках. А в мирное время до пенсии был главным ветврачом района. Дел, говорит, хватало: ночь-полночь – вызов, днём – отмеряй километры от фермы к ферме. Так прошла жизнь, даже жениться не успел, – грустит ветеран. В доме на Советской ему сначала дали комнату, потом переселили в отдельную однокомнатную квартиру – 47 квадратных метров общей площадью. Жить да жить! Восьмидесятитрёхлетний Анатолий Степанович пока старается не очень часто покидать свой дом, так ему здесь нравится. Даже на родину в деревушку Шишелово, что рядом с посёлком, не спешит.
Познакомились мы и с певуньей Лидией Африкановной Плигиной и с её супругом Николаем Леонидовичем Болонкиным, он участник войны – благодаря чему и получили они квартиру в доме ветеранов. Оба работали на Красном Профинтерне, там и жили. У каждого была семья, дети, но они выросли и разъехались, а супруги у того и другой умерли. Вторую семью создали, когда обоим было за шестьдесят, живут в уважении друг к другу и в поддержке, без этого в старости трудно, рассуждают оба. Роза Александровна Хомякова тоже ветеран. Она сорок лет отработала в центре атомного судостроения на севере, но на старости лет осталась без жилья. Приехала в Некрасовский район, купила в деревне Лапино домик, прожила в нём десять лет. Жить дальше было невозможно – дом годился только на дрова. И в собесе, зная её беду, не оставили человека – помогли устроиться в дом на Советской. Живет здесь и Фаина Константиновна Мурашова, бывший некрасовский хлебопёк, и многие-многие другие ветераны, воины и труженики, люди, защитившие нашу страну и построившие её. Такие разные и в общем-то по сути своей очень похожие. И отрадно, что не забыты они в родном своем краю, и есть дом, где согреваются их сердца.