16 сентября 1868 года открылось движение по Шуйско-Ивановской ветви – первой линии Северной дороги. А в 1870 году уже пошли первые паровозы по Ярославско-Московской дороге. Таково начало одной из крупнейших магистралей России.
Заслуга основания дороги принадлежит известному промышленнику и меценату Савве Ивановичу Мамонтову. Ещё в самом начале строительства линии он предрёк своему детищу великое будущее. Слова его оказались пророческими: бурное развитие северных регионов, богатых энергетическими и сырьевыми ресурсами, сегодня невозможно без стальной Северянки.
Отец Саввы Мамонтова вложил свои капиталы в строительство дороги от Москвы до Сергиева Посада, стал членом её правления, затем – крупным акционером и директором Общества Московско-Ярославской железной дороги. Этот пост после его смерти занял сын Савва.
В своей научно-исследовательской работе доцент Российского государственного открытого технического университета путей сообщения, кандидат исторических наук Николай Рязанцев пишет, что в начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской дороги приняло решение продолжить железнодорожную линию от Ярославля до Архангельска. Дорога изначально мыслилась как «бездоходная». И главная цель её строительства состояла в том, чтобы обеспечить продовольствием население северных губерний и вывозить оттуда в больших количествах продукцию местного производства.
Постройка магистрали осложнялась неблагоприятными климатическими условиями. Дорога должна была пройти через сплошные болота и тундру. В некоторых местах пришлось временно тянуть ветку на сваях. В районе Исакогорки неоднократно смывало насыпь. Несколько паровозов и экскаваторов засосало в болото, а потом и вся насыпь с путями ушла под воду. Постоянно не хватало рабочей силы, так как дорогу прокладывали по малонаселённой местности. Но, несмотря на все трудности, в 1898 году открылось постоянное движение по Вологодско-Архангельской линии, протяжённость которой составила почти 600 вёрст.
Одновременно общество построило несколько небольших дорог: Ярославль – Рыбинск (1898), Москва – Савёлово (1900), Иваново-Вознесенск – Тейково (1896) и другие. Всего Общество Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги имело к началу XX века более 1000 вёрст рельсовых путей, более 200 паровозов, почти 4000 товарных и более 400 пассажирских вагонов.
В эти же годы Мамонтов резко увеличил масштаб своей предпринимательской деятельности, выйдя далеко за рамки железнодорожного строительства. Общество арендовало у казны Невский механический завод в Петербурге, который после его модернизации должен был поставлять на железные дороги подвижной состав. Для производства требовался металл, и Савва Мамонтов приобрёл металлургический завод в Иркутской губернии. Таким образом, он взял курс на создание монополистического объединения высшего типа – концерна, задолго до появления таких предприятий в России.
Северная магистраль на протяжении всей своей истории шла в ногу со временем, а иногда и обгоняла его. На каждом этапе развития Северянки непременно появлялось что-то новое, способствовавшее её стремительному продвижению вперёд.
Сейчас СЖД проходит через десять субъектов Российской Федерации, связывая Архангельский морской порт с Центральной Россией, а порты Северо-Запада и Санкт-Петербургский промышленный узел – с Уралом и Сибирью. Воркутинское направление – это дорога к природным ресурсам Ямало-Ненецкого автономного округа и Республики Коми.
Длина железнодорожных путей Северной магистрали – более восьми с половиной тысяч километров, станционных путей – около трёх тысяч, подъездных путей – порядка шестисот. СЖД обслуживает территорию более пятидесяти миллионов гектаров. В состав дороги входит 380 железнодорожных станций, 236 из которых открыты для грузовых операций, 33 вокзала, около 150 билетных касс дальнего сообщения, свыше 140 платформ и перронов. В среднем в сутки магистраль отправляет по 58 пассажирских и 189 пригородных поездов. Обслуживают это хозяйство 62 000 человек.
ОТ МОРЗЕ ДО ТРЕГГЕРА
На входе посетителей безмолвно и торжественно встречают огромный паровоз, сложенный их разноцветных воздушных шариков, и изображения зданий самых красивых вокзалов Северной магистрали – Ярославль-Главный, Вельск, Архангельск, Котлас, Лабытнанги. Экспонаты, представленные на выставке, – живые свидетели, а подчас и участники главных событий в истории Северной железной дороги.
Содержание экскурсии разделено на тематические блоки: Савва Мамонтов и его семья, уголок начальника станции, строительство железнодорожного моста, аппарат Треггера, строительство Северо-Печорской железной дороги, участие в Великой Отечественной войне и т.д. В блоке Мамонтовых есть настоящий действующий граммофон, проигрывающий пластинку с песней «Эй, ухнем!». На столе начальника станции лежит прейскурант цен на железнодорожное оборудование, стоит чернильница, самовар и телеграфный аппарат системы Морзе. Рядом – альбом исполнительных чертежей и сборник пояснительных записок с расчётами.
В следующем зале – одежда железнодорожников разных специальностей и эпох. Френчи, рубахи, гимнастёрки, шинели, кители, пиджаки... Проводник 1943 – 54 гг., работник службы тяги (те же годы), стрелочник (начало XX века), инженер Министерства путей сообщения третьего класса (1869 г.), ...и это только несколько персонажей из длинного ряда прекрасно выполненных моделей-кукол, демонстрирующих униформу железнодорожников разных эпох. Также здесь можно полюбоваться на петлицы, погоны, эмблемы, нарукавные знаки, настоящие таблички и гербы с вагонов. Особый интерес представляют награды, которыми отмечались лучшие работники магистрали – например, знак «Почётному железнодорожнику», являющийся и сегодня высшей наградой для всех сотрудников СЖД.
В этом же зале – макеты паровозов и локомотивов. Можно увидеть макет финского паровоза серии Н2 – на таком в 1917 году Ленин возвращался из Финляндии в Петербург, макет паровоза серии Ов – самого популярного русского паровоза в начале XX века, в просторечии именуемого «Овечкой».
На выставке представлен настоящий чум – традиционное жилище народов Крайнего Севера. Он здесь не случайно: только благодаря строительству железной дороги жители Ямало-Ненецкого автономного округа получили надёжную связь с центральными регионами страны.
КАК СОЗДАВАЛАСЬ ВЫСТАВКА
Изначально строить выставку собирались по территориально-хронологическому принципу. Но потом решили, что тематические блоки – это наиболее удобный и интересный для посетителей музея вариант.
– Экспонаты нам предоставили те, кто откликнулся на наш призыв сделать выставку, – рассказывает Артём Ушаков, заместитель начальника службы по связям с общественностью СЖД. – Это музей-усадьба Мамонтовых «Абрамцево», Переславский паровозный музей, музей истории Ярославского вагоноремонтного завода, вагон-музей СЖД и музей истории СЖД, расположенный в Ярославле в ДК железнодорожников, материалы, предоставленные ОАО ЧерМК «Северсталь». Также к ним присоединились несколько частных коллекционеров – они дали нам сигнальные фонари и старинные узкоколейные рельсы (в те времена рельсы могли различаться по ширине), награды, значки и др.
Музей «Абрамцево» предоставил не только много экспонатов, но и необходимую информацию о самом Савве Мамонтове. А настоящий граммофон, который участвует в выставке, был куплен у одного из антикваров Ярославля.
Первую экскурсию по выставке провела Екатерина Самарина, методист музея Северной железной дороги, откуда на выставку прибыли документы, фотографии, телеграфный аппарат и электрожезлы аппарата Треггера.
– Телеграфный аппарат – с далёкой северной станции Малошуйка, он работал там аж до 1972 года! – рассказывает Екатерина. – Но вот про Морзе слышали почти все, а для железнодорожников очень большое значение имел ещё и аппарат Треггера, о котором мало кто знает. Этот прибор нужен был для контроля движения поездов и их учёта. За каждым составом был закреплён свой жезл с определённой маркировкой. Поезд не мог отправиться, если машинисту не давали жезл, который надо было сдать на следующей станции и получить другой и ехать дальше, либо отправиться назад – это была своего рода эстафета. Но отдать жезл машинисту можно было, только достав его из специальной установки с помощью электричества. Электрическое устройство, из которого извлекали жезлы, и называлось аппаратом Треггера.