Впрочем, где точно он проходил, как именно выглядел, оставалось только предполагать. И вот нынешним летом кое-что прояснилось.
Рядом с прошлогодним раскопом (на его месте уже построен двухэтажный дом) экспедиция Института археологии Российской академии наук в порядке охранных работ заложила весной ещё один раскоп площадью 500 квадратных метров. И, как выяснилось, не напрасно.
Младший научный сотрудник института Екатерина Ручкина показывает новый фрагмент городского вала, открывшийся археологам. Внутри земляного вала сохранились деревянные конструкции, которые его держали. Попросту говоря, это срубы, стоявшие вплотную друг к другу и засыпанные землёй.
Продолжение прошлогоднего вала или перед нами другой вал? Вопрос остаётся открытым. Место, где по расчётам тот и другой могли сойтись, находится вне пределов раскопа. Но всё равно, сознание того, что вот она – граница древнего Ярославля, и ты можешь потрогать её руками, вдохновляет.
А вот на другой вопрос – когда построен вал, похоже, удастся ответить, надеется Екатерина. Под нижними слоями вала обнаружена постройка ещё более солидного возраста, чем он сам. По результатам её исследования есть вероятность определить и время постройки вала.
Ещё одно интересное место по первым следам уже изучено. Оно чуть в стороне и представляло собой развал обожжённых валунов. По мнению специалистов, это была печь-каменка, стоявшая под открытым небом, своеобразная летняя кухня.
Стены рубленых построек, которые сейчас вскрывают археологи, относятся к XIV – XV векам, в дальнем краю раскопа удалось выйти даже на следы XII века. Срубы разновременных построек громоздятся один на другой, культурный слой очень большой – в течение нескольких столетий здесь, на нынешней Стрелке, шла интенсивная жизнь.
Да и тысячелетия назад место, как выяснилось, не пустовало. Собрана уже целая коллекция предметов эпохи неолита, обнаруженных под валом: керамика, отщепы каменных орудий труда. А великолепный каменный дротик длиной тринадцать-четырнадцать сантиметров был обнаружен буквально за несколько минут до моего прихода. Как всегда в случае особо примечательных находок, на раскопе царило оживление, вещицу передавали из рук в руки. Орудие охоты? Предмет вооружения? Кто теперь скажет...
О том, что мирная жизнь здешнего населения нарушалась и в период, когда на Стрелке уже стоял древнерусский город, мы знаем по страшным находкам последних двух-трёх лет, когда археологи обнаружили несколько массовых захоронений мужчин, женщин и детей со следами насильственной смерти. Учёные установили, что это XIII век, татаро-монгольское нашествие. Русь разрывали и междоусобные войны. Раскопки нынешнего года ещё раз напомнили о том и о другом. Наряду с предметами хозяйственного обихода обнаружены наконечники стрел. Найден обычный топор, точно такой, каким в деревнях и на дачах пользуются сейчас, и ещё один топор замысловатой конфигурации – боевой, как пояснили мне.
Впрочем, на сей раз больше мирных находок. Их демонстрируют нам сотрудницы камеральной лаборатории Ольга Стадник и Лиза Кузьмина (на снимке). Люди, жившие в средневековом Ярославле на том месте, где сегодня копают их пра(много раз пра)внуки, пахали – археологи умеют определять, где именно была пахотная земля. Косили – найдена почти целая железная коса и фрагмент ещё одной. Ловили рыбу – об этом свидетельствуют хорошо сохранившиеся во влажной земле деревянные поплавки. Женщины шили и чинили одежду – иголки такие же, как сейчас, только не стальные, а железные.
Найден с десяток нательных крестиков, значит народ тут жил православный. На одном сквозь не очищенную ещё ржавчину просматривается распятие. Другой, самый маленький, сохранился особенно великолепно, хоть сейчас на музейную витрину: на нём чётко видна фигурка человека с поднятой палкой.
– Никита-бесогон. Гоняет нечистых, – поясняют мне.
Впрочем, где-то рядом незадолго до того жили не до конца ассимилированные славянами люди таинственной народности меря. Об этом свидетельствуют потрясающие по красоте и безупречные по сохранности украшения, выполненные в творчески переработанной мерянской традиции: в виде уточек с шумящими подвесками, подвесками-пирамидками и утиными лапками, характерные круглые застёжки и т. п. Многие из этих предметов почти повторяют вещицы, найденные в могильниках Сарского городища под Ростовом – учёным будет над чем подумать.
Есть находки не такие броские, но к которым тоже очень даже стоит приглядеться. Обломки керамики с яркой разноцветной поливой – это, как мне сказали, фрагменты импортной керамической посуды. Волга связывала город со странами Востока, и обнаружить в средневековом Ярославле следы Персии или Сирии не такое уж диво. Среди находок – несколько ключей, каждый индивидуальной конфигурации. Кто-то уже тогда запирал здесь свои ценности. Приезжие иностранцы? Богатые ярославские купцы?
Жившие тогда люди были не такими уж тёмными, как иногда представляется. Выточенные из кости фигурки ладьи и ферзя свидетельствуют, что они играли в шахматы. Найденным во время раскопок кускам металла, скреплённым заклёпками, долго не находили объяснения. Показали архитектору, тот сказал: свинцовое покрытие крыши домонгольского времени. Представляете дом (или храм) XII века под свинцовой крышей? Обнаружены фрагменты слюды, которую вставляли в окна вместо стёкол.
Средневековый Ярославль был цивилизованным городом, просто та цивилизация была не похожа на нашу. И в техническом отношении тоже. Существовала, например, странная традиция под стены домов закапывать старые бочки. Нет на Стрелке ни одного дома, начиная с XVI века, раскапывая который археологи не находили бы закопанную под ним бочку. Многие без днища, перевязанные ивняком. В раскопе у Николы Рубленого, о котором наш рассказ, одна бочка даже была вставлена в другую, и это сооружение ещё долго торчало из земли, оставленное для обозрения участникам экспедиции – студентам. Смотреть было на что. Перед нами – устройство для дренажа. В бочки, как в трубы, отводилась лишняя вода. Специалисты до сих пор затрудняются объяснить ситуацию с грунтовыми водами на Стрелке. Они появляются здесь непонятно откуда. Бочки закапывали поэтому даже под домами, стоявшими на сухих местах.
Что касается воды, то она и сейчас тут как тут. По просьбе археологов строители выкопали яму на отработанном участке. Она быстро наполнилась, осушив участок, необходимый для раскопок, и экспедиция смогла продолжить работу.
Нет ничего более вечного в этом мире, чем вода. Всё остальное меняется. Только она по-прежнему течёт неизвестно откуда неизвестно куда, связывая прошедшее с настоящим, настоящее с будущим.