Слегка зелёный…, уже не красный…, ещё не синий…, и уж тем более не чёрный. Влад Афанасьев всё видит в белом цвете, его город – белее белого.
– Учась в институте, мы с однокурсниками часто прогуливались по набережной Волги рано утром. Однажды, это было в мае 1991 года, над рекой стоял не просто большой туман – огромный туманище! Это природное явление послужило для меня отправной точкой для создания серии работ «Белый город», – рассказывает Влад. – Уже потом были написаны, сфотографированы и сняты «на видео» различные белые и не очень белые дома. В основном это центр Ярославля, различные старые дворики, в которые редко кто заходит, иногда новостройки.
Этот пристальный взгляд неравнодушного наблюдателя сквозь туман, сквозь снег, сквозь мечту, вылившийся на несколько десятков холстов с поразительной доминантой белого цвета, есть не что иное, как признание автора в любви к Ярославлю. «А разве может быть иначе?» – Афанасьев недоумённо поднимает бровь.
Но Влад не только романтик, он инициативный, могущий сделать нечто из ничего практик – достаточно вспомнить его арт-проект по созданию объектов современного искусства из …хлама, найденного на свалках (мы писали об этом проекте в статье «Сокровища капитана Влада», «СК» от 14.09.2006).
Экспозиция «Белый город», которую представляет художник сегодня, есть не что иное, как его личный вариант перестройки города. Наивно? Может быть. Но если вдуматься, плохо ли, если вдруг в одночасье пропадёт крикливое разноперье безвкусной рекламы, растворятся, будто их и не было никогда, в белоснежном тумане назойливые, с претензией на Европу названия бутиков и магазинов, и город предоставит своим жителям удивительную возможность – начать жизнь с чистого листа?
Но Влад Афанасьев не был бы собой, если бы не натащил в экспозиционное пространство свои нежно лелеемые железки. Какие-то внутренности «усопшего» телевизора или компьютера, тщательно отполированные до зеркального блеска, он вмонтировал в хрупкую ткань полотна; более внушительные металлические детали, разложенные прямо на полу, вдруг неожиданно преобразовались в городской пейзаж новостроек, если смотреть на них с высоты… нет, не птичьего полёта, а собственного роста. Мне понятна эта мальчишеская страсть к блестящим штучкам непонятного назначения, но принять её душою и эстетически насладиться увиденным – увольте. Но, впрочем, это ми-ло, безобидно и, в конце концов, концептуально.
Новаторские идеи возникают в голове Влада Афанасьева отнюдь не случайно. Вся его повседневная жизнь пропитана столь густым сиропом творчества, что иначе и быть не может. Он не только сам художник, он – сын художника, муж художницы, зять художницы и свояк художницы. Вот такая высоко художественная семейка Афанасьевых-Семёнычевых сложилась. Да и двойное образование – Влад окончил Ярославское художественное училище и художественно-постановочный факультет Ярославского театрального института – постоянно провоцируют его на поиск новых путей в творчестве. Вчера это были арт-объекты с городской свалки, сегодня – «Белый город». Чем удивит нас Влад Афанасьев завтра?