– Отец Алексей, как пришла идея проведения этого праздника и почему вы взялись за её осуществление, ведь у вас, священника, наверняка есть и другие заботы, ведь и сами сельские храмы, в том числе и Рождества Богородицы, нуждаются в повседневной вашей опеке?
– Идея пришла постольку, поскольку владыка благословил быть настоятелем в храме с такой богатой историей. Значимость её актуальна и сегодня. Полтава теперь отошла к другому государству, и оно отрицательно настроено к славным страницам нашей общей истории. Получается, что наш сельский храм является самым ранним и значительным памятником Полтавской битве в России. Есть Самсоньевский собор в Петербурге, храм Иоанна-воина в Москве, также связанные с воспоминаниями о Полтаве, но оба они были построены значительно позднее, и там праздников, связанных с этой страницей в истории нашего Отечества, не проводят. Село Великое – единственное место, где можно по-новому воскресить события, к тому же гавриловямцы не забывают о связи своего края с Полтавой, и мы просто решили придать этому особый смысл.
– Вас поддерживает местная районная власть?
– Поддерживает, по её силам. Представители власти так и говорят: «в меру своих сил поддерживаем доброе начинание», но вся работа, конечно, весь груз проведения праздника ложатся на плечи прихода и великосельских учреждений: техникума, школы – и общественности села.
– А велик ли у вас приход?
– Приход у нас очень своеобразный. Тех, кого можно назвать именно прихожанами, кто приходит на службы в воскресные и праздничные дни, – не так много: от силы человек 50. А тех, кто участвует, если мы говорим о празднике, в его подготовке, можно ли их назвать прихожанами? Учащихся школы, техникума, представителей Общества ветеранов чеченской войны из Ярославля – людей, казалось бы, далёких от церковной жизни... Но получается, что Полтавская битва, образно говоря, становится тем мостиком, который соединяет всех с православным храмом.
– Праздник проводится уже в третий раз, за эти годы он несколько изменился, а что нового ожидается нынче?
– Отличие будет только в количестве участников. Их около трёхсот человек, те, кто непосредственно будет задействован в мероприятиях. Праздник рассчитан на людей разного возраста, но всё-таки особый упор мы делаем на привлечение молодёжи, школьников. Опыт показывает, что интерес к истории Отечества у них есть. Более восьмидесяти работ участвовало в конкурсе по истории России, который проводил департамент образования области. Лучшие будут представлены на конференции «От Петра до наших дней».
Собираются привезти гостей к нам и некоторые туристические фирмы. Праздник ведь уже вышел за околицу села, стал известен многим. Мы тщательно готовились к встрече и надеемся, что праздник пройдёт на высоком уровне. Наверняка большой интерес у присутствующих вызовет та его часть, где мы реконструируем Петровскую эпоху, саму битву, для которой специально шьются костюмы той поры. Это делают и сами участники праздника, в частности, учащиеся православной гимназии из Ярославля и их родители.
– Отец Алексей, а как сказалось проведение такого мероприятия, как ваш праздник, на внешнем облике села? Великое меняется, облагораживается, я имею в виду.
– Облагораживается. По крайней мере, центр села, площадь и территория вокруг кремля. Хотя вообще-то у нас очень тяжёлая ситуация по благоустройству. Связано это в первую очередь с отсутствием финансов, с крайней бедностью бюджета. Но накануне праздника включается районная администрация и многое приводится в порядок, хотя бы по маршруту прохождения колонны. И уже в бюджеты великосельский и районный всё же закладываются деньги на благоустройство Великого, потому что стыдно же, когда такое красивое древнее и когда-то богатое село находится в убогом состоянии. Тема эта постоянно звучит на собраниях сельской и районной администраций, и надеюсь, что дело всё-таки сдвинется. Ведь задача нашего праздника – не только собрать людей, но и подвигнуть их на преобразования жизни села, своей жизни.
– Не люблю слово «бренд», которое нынче употребляют в отношении наших городов, больших и малых, и даже сёл, но скажем так – «лицо», то необщее выражение, что сейчас ищут многие, в том числе и на древней Ярославской земле, вы, похоже, нашли. Полтавская битва – это не сомнительная «бабка» из Кукобоя. Но как Полтава связана с нынешним днём?
– Тема Полтавы, Полтавской битвы схожа с ситуацией, в которой оказалась сейчас Россия. Она тоже стоит на пороге: замкнуться внутри и быть порабощённой какой-то иной культурой или всё-таки встать крепко на ноги, заявить о себе и сохранить свою самобытность. Полтавская битва, историки однозначно свидетельствуют это, стала переломным моментом во всей европейской истории. И в отношении России, и в отношении Швеции, да и всех других европейских государств. Вся политика в день Полтавской битвы, после победы Петра, изменила свой ход. Россия заявила о себе как этнос, как держава, как империя. Именно такой имеет она право на достойное существование здесь, на земле. Наверное, этого бы хотелось всем нам и сегодня.
– Батюшка, всё-таки самые большие торжества, связанные с Полтавской битвой, пройдут, наверное, в следующем году, когда будет отмечаться её 300-летие, но, насколько мне известно, сама Украина никаких торжеств по этому поводу не планирует?
– Да, это так. Националистически ориентированные политики этого государства предлагают не просто проигнорировать дату, а назвать случившееся «полтавской катастрофой»и объявить национальный траур по жертвам Батурина, населению гетманской столицы Мазепы, где проходила битва. Геноцид украинцев в Батурине выведен ими на уровень государственных приоритетов «как символ бесчеловечности Московщины». Вот вам и дела давно минувших дней...