пятница 22

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 26 июня 2008

Много шума, и есть из-за чего

нет фото

258-й театральный сезон 2007 – 2008 года академический театр драмы имени Федора Волкова завершает поистине феерическим зрелищем – на старейших русских подмостках 25, 26 и 29 июня идут премьерные спектакли по пьесе Брандона Томаса «Тётка Чарлея» в постановке народного артиста России, художественного руководителя Московского театра драмы имени Гоголя Сергея Ивановича Яшина.

автор Лариса ДРАЧ

 

Ценителей сценических новинок, привыкших знакомиться с новым театральным «продуктом» в тишине зрительного зала, накануне официально объявленной премьеры – в день так называемого генерального прогона – сюрприз поджидал уже на подступах к дому Волкова: столпотворению желающих попасть на прогон, спрашивающих друг у друга лишний (!) пригласительный билет и интересующихся у завсегдатаев закулисья, есть ли вообще шансы проникнуть на спектакль, не имея флайера, мог бы позавидовать любой премьерный показ. Сергея Яшина, постановщика спектакля, подобный ажиотаж к его детищу, похоже, тоже весьма удивил. И хотя маэстро утверждал, что ничто подобной реакции со стороны публики не предвещало, было очевидно – удивление это ему приятно. Однако о том, что из задуманного им удалось, а что так и осталось лишь в виде режиссёрских помарок на страницах пьесы, Сергей Иванович говорить не торопится, считает, что «пока процесс рождения спектакля не завершился, рано говорить об удачах и просчётах»:

– Сегодня у нас первая встреча со зрителем – актёры нервничают, и это вполне понятно. Вот когда они немного успокоятся и начнут получать ещё большее удовольствие от своего собственного существования на сцене – только тогда можно будет приблизительно поставить нам оценку.

И тем не менее многие режиссёрские находки оказались настолько в тему, что впору говорить о некоем провидческом даре Сергея Ивановича, предугадавшем, что будет наиболее актуальным в обществе на момент премьеры. Так, например, спектакль начинается с танца-представления всех действующих лиц, переходящего в… импровизированный футбольный матч! А ведь в то время, когда начиналась работа над пьесой, и речи в помине не было о грядущих футбольных победах России. Тем не менее удачно «забитый» актёрами мяч в сетку ворот зрители встретили такими аплодисментами, что только криков «Россия, вперёд!» не хватало. И хотя мгновенно прочитывался мотив появления в постановке футбольной темы – дело происходит в Оксфорде, где университетская молодёжь в свободное от занятий время с удовольствием предаётся спортивной игре, родившейся опять-таки в Великобритании, – факт попадания «в десятку» поразительный.

– Не страшно ли вам было браться за постановку пьесы, кинематографический вариант которой любим не одним поколением российских зрителей? – поинтересовались мы у Сергея Ивановича в антракте, имея в виду великолепнейший фильм «Здравствуйте, я ваша тётя» с Александром Калягиным в главной роли.

– Абсолютно не было подобных страхов. Дело в том, что фильм сделан по мотивам пьесы, и в оригинале главный герой – тоже молодой человек, студент, согласившийся сыграть роль тетушки из Бразилии из желания помочь своим однокашникам разрешить любовные дела. Нам показалось интересным вернуться к первоисточнику. И потом, почему вы не допускаете мысли, что у одной и той же пьесы могут быть совершенно разные прочтения? Если вариантов прочтения пьесы «Гамлет» невозможно даже сосчитать, то почему «Тётка Чарлея» Брандона Томаса не имеет права на многовариантность? Тем паче, что у Валерия Кириллова, исполняющего главную роль, и у Александра Калягина совершенно разный принцип существования на сцене.

– Мне кажется, что реплика Валерия Кириллова, произнёсшего в образе бразильской тётушки слова о диких океанских волнах, кои ему пришлось преодолевать в ходе путешествия, вполне способна составить конкуренцию знаменитой фразе о «диких обезьянах, которые ка-а-к прыгнут».

– Да, это удачная находка Валерия. Хотя такой текст в пьесе на самом деле есть, и Кириллов просто обыгрывает его. Вообще, я полагаю, что импровизационное самочувствие в рамках спектакля – это очень неплохо.

– И много подобной импровизационной свободы вы давали актёрам?

– Нет, даже приходилось сдерживать временами! Уж больно благодатный материал…

С фактом благодатности материала действительно спорить не приходится. Заслуженный артист России Валерий Кириллов в роли лорда Франкерта Баберлея (Бабса), коему волею обстоятельств и пришлось примерить по ходу пьесы женское платье, получил просто сказочный актёрский подарок. Доведись ему искать спектакль для будущего бенефиса – лучшего не найти. Мастер перевоплощения, непринуждённо соскальзывающий по острию эксцентрической комедии в легкоранимую сферу мелодраматических отношений, актёр Кириллов органичен в любом амплуа. Не побояться представить на суд зрителей своё прочтение (и прочтение удачное!) полюбившегося миллионам зрителей образа тётушки Чарли Александра Калягина – эта профессиональная смелость, на мой взгляд, дорогого стоит. Не менее удачны оказались и другие сценические образы, созданные народными артистами России Татьяной Ивановой (донна Роза д’Альвадорец) и Владимиром Солоповым (сэр Френсис Чесней), заслуженным артистом России Игорем Сидоренко (судья Кригс) и артистами Ильёй Коврижных (Джекки Чесней) и Семёном Ивановым (Чарлей Уэйкем). Отдельно хочется отметить актёра Валерия Квитку, сыгравшего роль невозмутимого английского дворецкого Брассета. На фоне гиперэмоциональных прочих персонажей, то и дело падающих от «чуйств» в обмороки (Игорь Сидоренко, например, подобные падения выполнял просто виртуозно!) и размахивающих руками, как ветряные мельницы, по поводу и без оного (этим особенно отличались барышни Энни и Бетти, возлюбленные оксфордских студентов, в исполнении Александры Чилин-Гири и Ирины Наумкиной соответственно), – этот контраст был особенно выразителен, что добавило полотну спектакля несколько весьма колоритных и сочных мазков. И хотя у меня как у зрителя есть некоторые претензии к прочтению «девичьих» образов (вышеупомянутых Энни и Бетти, а также роли Эллы Делей в исполнении Ольги Старк) – они показались мне нарочито кукольными и растиражированно гламурными, точно в анекдотах про «сообразительных» блондинок – с полным основанием можно заметить, что давно в репертуаре театра, пожалуй, со времен «Кьоджинских перепалок» не было такой удачной комедии. Так что почему бы и не пошуметь, когда есть достойный повод?

Читайте также
  • 22.08.2012 Малый театр покажет свою новую премьеру в Ярославле5 и 6 октября на сцене театра имени Фёдора Волкова состоится премьера спектакля Малого театра по пьесе Жана Кокто «Священные чудовища». В главной
  • 13.06.2012 Пять премьер на камерной сценеВ Ярославле в Волковском театре продолжает работу XXV юбилейный семинар драматургов "АВТОРСКАЯ СЦЕНА" (под эгидой Союза театральных деятелей РФ). Молодые
  • 05.06.2012 Свет «Надежды» блеснул в столице Победно завершает очередной сезон учебный театр «Надежда». Позади поиски сценической площадки – её самодеятельному коллективу с радостью
  • 30.03.2012 Звания и премии служителям МельпоменыВ Международный день театра жюри подвело итоги III областного фестиваля профессиональных театров. Церемония вручения премий состоялась на подмостках первого русского театра.
  • 28.03.2012 В Ярославле в День театра вручали награды27 марта в Театре им. Ф. Волкова прошла церемония вручения премий III Областного фестиваля профессиональных театров.
  • 02.07.2005 «В шпаге у меня мурашки...»10 июля премьерой спектакля по пьесе Ростана «Сирано де Бержерак» академический театр имени Волкова завершает театральный сезон. Как обычно
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают