Афиши, баннеры, флайеры (так называется небольшая рекламная листовка), пригласительные билеты и прочую полиграфическую мелочь – большая часть произведений Павла Зарослова номинально является рекламой молодёжных вечеринок, – к сожалению, не принято визировать собственным автографом. Дабы восстановить ненароком попранную справедливость и в конце концов персонифицировать творчество дизайнера Павла Зарослова, в центре современного искусства «Арс-Форум» открыта персональная выставка художника.
Названа она не без самоиронии – «Каракули Павла». Автор вообще предпочитает легкий, ироничный подход художника к решению поставленной задачи.
– Способность иронично относиться к себе и к окружающей действительности – это очень важно для человека, – считает Павел. – Уж не знаю почему, но в большинстве своём художники – люди неоправданно заносчивые, им не хватает юмора, а без этой составляющей очень трудно жить и творить.
– Вы-то, судя по названию выставки, крайне несерьёзно к себе относитесь?
– А что, как-то можно к себе относиться?
– Но раз решились на «персоналку», значит, всё-таки оцениваете себя как сложившегося художника?
– Да что вы! Век живи – век учись. Честно говоря, я ещё не совсем осознал значимость и весомость для себя персональной выставки. Наверное, это больше попытка показать, чего я успел достичь за десять лет.
Павел к моменту нашего с ним знакомства успел окончить не только общеобразовательную школу с пятёрками по рисованию и черчению (художественную школу он не посещал), но и отделение дизайна в Ярославском художественном училище, послужить в армии и вообще... всячески себя проявить, «наследив» в родном городе Ярославле созданием разных интересных проектов – например, «AIR арт-кафе».
– Насколько ваши педагоги в курсе вашего сегодняшнего творчества? Как они его оценивают?
– Я думаю, что большинство из них пребывает в неведении.
– Счастливом?
– Возможно... Какие-то мои работы они видели на улицах города и, допускаю, даже могли негодовать по этому поводу. Но мне кажется, что если уважаемые мною люди могут быть и не согласны с содержанием того, чем я занимаюсь, им должно быть приятно, что это сделано по каким-то определённым канонам и правилам, которые именно они заложили в мою голову. И сделано это хорошо и качественно.
Выставка «Каракули Павла», безусловно, привлечёт внимание зрителей. Во-первых, экспозиция придумана и выстроена так ловко, что посетитель, прельстившийся информационной афишей, сразу попадает... в толпу персонажей модных тусовок. Идея населить пространство фигурами, вырезанными из картона, возникла уже в ходе монтажа экспозиции (вот он, креатив, так и прёт!). А как же иначе, если автор сам во многом позиционирует себя как тусовочного персонажа? Так что всё одно к одному складывается: и «тусовка» присутствует, и афиши-баннеры-флайеры, пунктирно представляющие обстановку модных клубов, в наличии, и сам Зарослов в роли диск-жокея (правда, только в день вернисажа)... Но даже когда отзвучит музыка и все реальные посетители покинут выставочное пространство, экспозиция будет продолжать жить своей таинственной жизнью. Может, даже картонные персонажи захотят прогуляться по залу и прикинуть на себя стильные костюмчики «а-ля Зарослов» – эскизы авангардных костюмов, сделанных акварелью и тушью для самых разных социальных прослоек населения, в экспозиции присутствуют. Очень забавно было бы воплотить эти замыслы в действительности, тем паче что шлёпанцы, декорированные картинками, художник всё-таки из сказки сделал былью.
– Носите?
– А как же? Рисуя эти костюмы, я прикидывал их исключительно на себя, так что при известных обстоятельствах я бы с радостью щеголял в одеждах собственного производства.
Пока Павел щеголяет лишь шлёпанцами да авторской придумки косичкой, озорно выглядывающей из-за уха. Но – лиха беда начало. Главное, чтобы это было весело, самобытно и... не гламурно. Всё творчество Павла и его образ мысли (воплощённый в творчество) – противопоставление блестящей плесени гламура, поражающей наше общество со скоростью вирусной инфекции.
– Идеологически гламур мне совсем не близок, но, как профессионал, я могу использовать какие-то его стилевые принадлежности в работе. Могу «играть в гламур» – это опять-таки весело, но мне кажутся более чем странными персонажи, относящиеся к этому глянцу всерьёз. Это уже из области психиатрии.
– Какой бы авторский штрих как дизайнер вы добавили городу в преддверии его тысячелетия?
– Честно? Хотелось бы подтянуть в культурном отношении молодёжь – ведь именно она составляет большинство «празднующих». Вот как бы извернуться и сменить пивные «развлекухи» на лимонадные? Только сдаётся мне, что полномочия дизайнера на эту сферу не распространяются...