Вообще-то создание нового праздника – дело сложное и чреватое. Лучше всего получается, когда желание что-то отпраздновать исходит снизу, от народа или, на худой конец, предлагаемый сверху праздник народом переосмысляется на свой лад.
Так скучный насквозь политизированный День 8 Марта быстренько стал любимым торжеством в честь женщин любого возраста, внешности, семейного положения и политических пристрастий. А совсем уж непонятная дата – 23 февраля, день, когда в своё время Красной армии, кажется, здорово попало от супостатов, – превратилась в повод для женщин рассказать их мужчинам, что и они их любят. Ну, по крайней мере они так нам в этот день говорят. Что ни говори, а слышать приятно.
И так – всё остальное. Запретили как-то власти праздновать Рождество – и из рождественской ёлки тут же выросла ёлка новогодняя, разве что звезда на верхушке теперь перестала называться вифлеемской, а святой Николай, он же дед Мороз, обзавёлся Снегурочкой.
Вот и с Днём России пока трудно сказать, что будет. Увянет бесславно или превратится в тоскливую тягомотину с речами записных ораторов и отчётами о достижениях? Пока огорчительная статистика нагло утверждает, что праздником его считает всего четверть россиян, для большинства это просто лишние выходные.
А ведь идея в самом-то деле очень здравая. День России – это праздник, когда нам предоставляется возможность оглядеться и обнаружить, что мы живём в хорошей стране, пусть даже с множеством недостатков – а что, в других странах их нет? Теперь, когда мы можем свободно ездить по миру, нам видно, что и за границей не всюду мёдом намазано.
У нашего народа много хороших качеств – никак не меньше, чем у любого другого. Но мы как-то привыкли себя дружно ругать и чуть ли не стыдиться. Ну не позорище ли, что мы перестали носить народную одежду? Не на сцене, а в жизни, как те же украинцы, которые любят свои нарядные рубахи, или японки свои кимоно, или жители Средней Азии тюбетейки и халаты. Что у нас, национальная одежда менее красивая? Да нет, просто почему-то стало казаться, что это всё – устаревшее, признак недостаточной цивилизованности.
Опять же народные песни. В прежние времена русское застолье без песен – бытовых и религиозных – невозможно было и представить. И куда это всё делось?
А вот в английском пабе стоит пианино, и посетители время от времени собираются вокруг него и с воодушевлением поют народные песни. Вот вам и чопорные англичане! Сам такое пение слышал и даже принимал посильное участие. А вот русские народные песни просто так, для собственного удовольствия, в кругу знакомых, петь не доводилось. А ведь в них – сама душа нашего народа.
На экранах с утра до вечера всю минувшую неделю прокручивались фильмы. Много было фильмов исторических – от Ярослава Мудрого, Петра Первого, «времён Очакова и покоренья Крыма» до событий недавних дней. К чести ТВ, не все фильмы были идейно нагруженные, было много весёлых и занимательных. Без ушлых детективов с их мухтарами, понятное дело, телевожди никак не могли, но были и старые, и среднего возраста любимые ленты вроде «Женитьбы Бальзаминова» с народным кумиром Вициным.
Это радовало. Показалось, что телевидение не хочет праздник засушивать. И в этом отношении оно пошло за местными властями, которым, похоже, тоже осточертели традиционные краснокалендарные даты. В одном городе вдруг решили устроить танцпарад африканских студентов, в другом – конкурс красоты для местных бурёнок, как выразился теледиктор, «бурёнок молодых и матерей-героинь, не утративших былой красоты».
Ярославль тут был на высоте, конные соревнования ярославских, костромских и вологодских команд показывали даже по центральному телевидению. И зрелище было воистину запоминающееся. Удивительной красоты лошади, тщательно причёсанные и со вкусом украшенные, доставляли зрителям подлинное удовольствие. Честное слово, за своих было радостно и хотелось гордиться.
Не обошлось на экране и без грустного: страна прощалась с мудрым киргизом Чингизом Айтматовым, последним советским классиком, знаменем перестройки, которого на старости лет почему-то сделали дипломатом в далёкой Бельгии. Мешал он, видимо, кому-то здесь со своим собственным видением мира.
Ну а всё-таки: что-то станется с Днём России? В прошлом году праздником его признавало меньшее число россиян, чем нынче.
Что обнадёживает.