Страшные были бои, связанные с героизмом и трусостью, самоотверженностью бойцов и бездарностью командиров, честностью и предательством. По мнению писателя Коноплина, не только живые, но и мёртвые должны ответить за ошибки, оплаченные людской кровью.
Роман основан на реалиях войны, свидетелем и непосредственным участником которых был автор. Дело в том, что Александр Коноплин семнадцатилетним юношей надел солдатскую шинель и прошагал в ней сквозь огонь Великой Отечественной до Эльбы, сполна хлебнув фронтового лиха. Но окончание войны «совпало» с бедой куда более страшной для молодого человека, чем фронтовые лишения: по ложному доносу – ГУЛАГ.
Забегая вперёд, скажу, что не раз слышал от мастера: «Мне посчастливилось быть на войне, посчастливилось пройти ГУЛАГ. Без этих «университетов» я не стал бы писателем». Жутковато слушать, но надо знать этого человека – сильного, мужественного, честного, полного самоиронии, всецело посвятившего свою жизнь писательскому делу.
Берусь утверждать, что каждая встреча с писателем Коноплиным – особая удача не только для читателя, но и для писателя. Великолепный рассказчик, умеющий найти контакт с любой аудиторией.
Широко известные его крупномасштабные полотна «Апостолы свободы», «Шесть зим и одно лето», «У лукоморья дуб зелёный» и посвящённый 60-летию Великой Победы роман «Бессмертные» – это торжество художественного слова, тонкого вкуса, литературного мастерства. Писатели фронтового поколения – народ особый. Они абсолютно честны и принципиально требовательны к себе, к своим произведениям, к творчеству. Никакой игры в литературу, никакого стремления к сиюминутному успеху, славе, всё значительно и основательно.
Писательский, творческий плацдарм Александра Викторовича с годами не сужается, не становится меньше. Наоборот, его мысли вновь заняты новым сюжетом. И это, абсолютно уверен, воплотится в новую интересную и полезную книгу.
Конечно, писатель острее других видит, что интерес к литературе в некогда самой читающей стране мира катастрофически снижается, тиражируется бездарность, печататься почти негде. Но в силу отпущенного Богом таланта и физических сил он продолжает бороться за спасение и оздоровление отечественной культуры, утверждение извечных нравственных основ, традиционных духовных ценностей.
– Мы, писатели, ответственны за состояние души нашего народа. То, что творится сейчас в культуре, не может не вызывать протеста. Но полного распада духовности не произойдёт, слишком глубоки и прочны корни русской культуры, – говорит писатель.
В повести «Сердце солдата», которая входит в роман «Бессмертные», есть такие слова: «Нужна ещё людям нестареющая солдатская память...» Что тут скажешь? Конечно, нужна, очень нужна!