Руководитель «Эмалиса» – заслуженный художник России Александр Карих – охотно показывает нам своё хозяйство: с гордостью демонстрирует муфельную печь, которую сконструировал сам, не таясь и не дожидаясь уговоров, выкладывает тонкости мастерства эмальеров, напрочь опровергая своим радушием «корпоративную этику» древних мастеров, что держали в строжайшем секрете и технику нанесения цветных эмалевых покрытий, и рецепты их составов. Охотно откровенничают и сами «семинаристы», показывая, как правильно сделать палитру цветов, прежде чем приступить непосредственно к работе.
Наталья Чухловина приехала на семинар эмальеров из Екатеринбурга. Будучи давно знакома с теоретической базой процесса, «наконец-то решила применить знания на практике».
– И как вам первый опыт?
– Мне так всё понравилось, что опасаюсь, как бы свою керамику не забросить, – смеётся художница.
Наталья – профессиональный керамист, но и её эмали – хоть и первый блин, но отнюдь не комом. Работы стильные, интересные по композиции, вот и руководитель семинара Александр Карих явно доволен результатами, говорит, что Наталья – «сложившийся художник с оригинальным стилем».
– А не было ли таких случаев, чтобы встреча с эмалью перевернула жизнь кого-то из ваших учеников?
– Как не быть! – Карих в карман за ответом не лезет. – Вот Танечка Макарова, чудная художница, она из-за наших эмалей даже жить в Ярославль переехала.
Знакомлюсь с Татьяной, она на семинарах в «Эмалисе» уже восьмой раз, старожил, можно сказать. Раньше действительно жила и работала в Нижнекамске, а потом жизненные обстоятельства сложились так, что появился шанс куда-то переехать. Раздумий не было – только Ярославль! Теперь у Макаровой здесь и дом, и мастерская, и возможность заниматься эмалью – что называется, «под боком».
– Вообще-то я «всеядна», – охотно рассказывает о себе художница, – пишу маслом, с удовольствием занимаюсь батиком, акрилом, эмалью. Считаю, что творческий человек не должен зацикливаться на одном материале, ведь одно направление обогащает другое. У меня часто так случается, что начатую, например, в эмали тему я дорабатываю в других материалах.
Макарова часто делает серии работ. Вот и сейчас она с удовольствием демонстрирует три работы, развешанные «столбиком» – одна под другой, – с явно японской тематикой.
– Точно иероглифы у вас тут, – всматриваюсь я в абстрактную картинку.
– Вот и я так думаю, – соглашается автор, – а ведь собиралась сделать дерево. Сама не ожидала, что так получится: эмаль своей непредсказуемостью и интересна.
Семинар длится три недели, а потом, иногда в течение года, Татьяна Макарова придумывает сложное, коллажное, оформление своих эмалевых плашек – простые рамочки ей неинтересны.
Однако особое внимание у собравшихся на импровизированный вернисаж вызвали старые крышки (какие-то из них чуть было не окончили свой век на помойке!), которым художники «Эмалиса» подарили вторую жизнь. Новое воплощение крышек в качестве артобъектов куда более эмоционально и вкусово насыщено, нежели их прежнее кастрюльное утилитарное существование. Расписные крышки, украшенные самыми смелыми слоганами-идеями, свешиваются с ветвей раскидистого дерева: «Небо крышкой не закроешь», «Да здравствует крышеизм в искусстве!»... Не только актуальный артобъект современного искусства, но и явно выраженная философская концепция, на мой взгляд. А художники, когда их хвалишь именно за крышки, смущаются почему-то, говорят, что это – так, баловство. Хотя мне кажется, что разработанная именно в таком ключе тема крышевания достойна не только спонтанного показа в центре «Эмалис», но и более основательной демонстрации на посещаемой зрителями выставочной площадке.
Идея создания международного творческого центра «Эмалис» родилась у Александра Кариха ещё в 1992 году. За эти годы центр представлял декоративно-прикладное искусство Ярославской области не только в России, но и на престижных международных выставках в Японии, Италии, Германии, Бельгии и Австрии.