Ростовцы одержали убедительную победу в номинации «Музей для туристов», войдя в тройку финалистов конкурса, а музей истории города, представляющий проект «Русская смута: от противостояния к единению» был признан лучшим в номинации «Музей в уездном горо-де N...». Надо отметить, что музеи Ярославской области всегда достаточно высоко котировались на этом престижном форуме. Обладателями призовых мест в различных номинациях, включая Гран-при, в разные годы становились музеи-заповедники Ярославля, Переславля-Залесского, Рыбинска и Ростова, а также музей-усадьба «Карабиха» и Ярославский художественный музей. Корреспонденту «Северного края» довелось побывать на этом главном музейном событии страны и увидеть всё происходящее своими глазами.
НОГИ ХОДЯТ САМИ ПО СЕБЕ
«Интермузей-2008», как и его фестивали-предшественники, проходил в Москве, во Всероссийском выставочном центре. Самое трудное на мероприятии такого уровня – сосредоточиться. Глаза разбегаются, ноги самопроизвольно меняют маршрут, руки хватают рекламные брошюры, рот, не переставая, жуёт презентационные орешки и цукаты... Через час такой активной «работы» понимаешь, что полностью потерял ориентацию в пространстве, ещё через час умудряешься трижды споткнуться, произнося в ...дцатом за день интервью слово «музей», а через три часа начинаешь убеждать себя и всех собравшихся, что более в музей ты – ни ногой.
А если серьёзно, то «Интермузей» – это, конечно, корпоративное мероприятие, которое в первую очередь интересно работающим в этой структуре профессионалам, но и стороннему обывателю есть что посмотреть.
ПО ГЛАВНОЙ УЛИЦЕ С МИНИСТРОМ
Музеи нашей области на этом форуме впервые были объединены в одну улицу – Ярославскую. Свои программы на нескольких стендах представляли музеи-заповедники Ярославля, Ростова, Рыбинска, Переславля-Залесского, музей истории Ярославля, художественный музей и впервые участвующий музей ямщика из Гаврилов-Яма. Поскольку Ярославская улица расположилась стратегически самым выгодным образом – вдоль «центральной аллеи» музейного города – свои дивиденды ярославские музейщики начали получать уже в день открытия «Интермузея-2008». Дело было так.
В связи с юбилейным порядковым номером фестиваля – десятым – мероприятие почтил своим присутствием министр культуры России Александр Авдеев. Шёл это он, шёл по ковровой дорожке, направляясь к сцене, и вдруг... основательная, знакомая каждому ярославцу до последнего завитка решётка с Волжской набережной обратила на себя министерский взор. (Как выпавший из обрамления набережной фрагмент решётки приводили в порядок, как транспортировали его в Москву, как крепили на стенде – если упадёт кому на ногу подобный раритет, мало не покажется – об этом надо петь отдельную песню, и пусть эта «кухня» останется за кулисами нашего сегодняшнего рассказа). Александр Алексеевич Авдеев остановился, потрогал решётку – чугун приятно холодил руку. Слово за слово («Ярославский художественный привык работать с подлинниками» – «Похвальная привычка») поговорили и о коллекции, и об условии её хранения, министр поинтересовался зарплатами провинциальных музейщиков... Приятная светская беседа, вполне имеющая право на существование в музейном пространстве.
Очень органично в связи с этим событием смотрится проект Ярославского художественного музея «Выход в город».
– Визуальный образ города для большинства его жителей складывается из... остановки, маршрутки и рекламы: что вижу, то и запоминаю, – говорит искусствовед Татьяна Кравчук. – Мы хотим вписать в этот контекст музейное пространство, вынося в городскую среду репродукции картин. Например, к 30-летию отдела древнерусского искусства мы подготовили экспозицию из репродукций знаменитых икон Митрополичьих палат, и эти плакаты были размещены на Волжской набережной и в Депутатском переулке.
Проект «Выход в город» – действующий, вот уже два года он вносит музейную ноту в нашу повседневность. В этом ярославские музейщики даже «Эрмитаж» и «Третьяковку» опередили. Мелочь, а приятно.
ЗНАЙ НАШИХ
Достойными внимания мне показались и проекты других музеев Ярославской области. «Путешествие по стране ямщика», в которое приглашала отправиться всех желающих представитель администрации Гаврилов-Яма Галина Билялова, интерактивная программа «И забавы, и труды Ловецкой Рыбной Слободы», подготовленная Рыбинским музеем-заповедником. Членам жюри пришлось и в весёлом бурлацком состязании – перетягивании канатов – участвовать, и из потешных кружек напитки дегустировать, и в настоящих археологических раскопках принимать участие. На память всем были вручены подлинные артефакты – фрагменты керамики XI – XIII веков, найденные при раскопках археологического памятника Усть-Шексна.
– Впечатлений – море, – откровенно призналась сотрудница Рыбинского музея-заповедника Татьяна Галяткина. – Ведь сейчас провинциальные музейщики практически не ездят в командировки, а на мероприятии такого уровня есть возможность и других посмотреть, и себя показать. Да и просто – престижно.
Хотя не все участники пели «Интермузею» дифирамбы. Известный в Ярославской области дизайнер Валерий Зуб считает, что «ранние фестивали были куда интереснее – и экспозициями, и богатством рекламного материала, и просто идеями. А сейчас все стенды оформлены стереотипно – постеры, баннеры, одинаковые художественные приёмы».
В чём-то согласна с мнением художника и заместитель директора Переславского музея-заповедника Наталья Левицкая.
– Мы участвовали во всех «Интермузеях» и дважды брали призы, так что достаточно информированы обо всём здесь происходящем. Я бы сказала, что «Интермузей» пребывает в стагнации, ничего нового ни в музейном деле, ни в оформлении мы пока не увидели.
Сами переславцы представляли свой бренд – проект «Усадьба Ботик Петра I – старейший музей-усадьба России», в котором шёл рассказ обо всех благотворителях усадьбы – от ярославского дворянства до экс-президента страны Владимира Путина.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОКАЗАЧЬИ
Что касается самого несуетного существования в музейном пространстве фестиваля, то будь такая номинация, я бы безоговорочно отдала её музею-заповеднику Шолохова станицы Вёшенская. Директор музея Александр Шолохов, внук писателя, расслабленно сидел в отведённом его музею десятиметровом закутке и с размахом, по-казачьи (на снимке), принимал бесконечных гостей – директоров всех прочих музеев страны. Гости шли нескончаемым потоком, ибо такого презентационного стола, уставленного огурчиками, маринованными белыми грибочками, сотами с мёдом, пирогами и ядрёным самогоном (!) не было больше ни у кого. И этот ломящийся от яств стол был точно продолжением широкого застолья казачьей станицы, что много десятилетий назад запечатлела камера фотохроникёра. И я там была, мёд-пиво пила...