Для кого домашнее рукоделие – необременительный досуг, а для старожила Ярославля Валентины Ивановны Макаровой (на снимке) в её семьдесят семь лет оно та самая «спицетерапия», об оздоровительном эффекте которой давно и настойчиво говорят врачи. Успокаивающий эффект обыкновенной вязки крючком Валентина Ивановна, инструктор райкома партии с многолетним стажем, на себе проверила. Вязала, вязала, и встала-таки на ноги после двух подряд инсультов.
Любимое занятие для неё – ещё и память, босоногое детство, война. «Босоногое» тут не образ, а самая что ни на есть горькая реальность. Десятилетней девчонкой из отходов с паровозоремонтного завода, где работал отец, – обтирочной ветоши, вязала себе крючком тапки. Их выпуск был у неё поставлен на поток. Одной пары шустрой Валентине хватало на две недели, не больше.
Вернулась к вязке волею судьбы, когда медэксперты отправили её на инвалидность... Если не считать этих воспоминаний, беседа у нас с Валентиной Ивановной у ярмарочного прилавка получилась вполне светской. Под стать изысканным орнаментам её кружевных салфеток, накидок, шалей. Подтвердить справедливость слов Достоевского о красоте, что «спасёт мир», наша собеседница не берётся, а что сама ею каждый божий день спасается, это уж точно.
Определённых традиций в рисунке кружев не придерживается, считает себя свободным художником. За образцы берёт то, над чем просто интересно поломать голову – над каким-нибудь грозным языческим «Знаком огня» или узором под названием «Венеция», таинственным, как рисунок на карнавальной маске.
У кружевницы Макаровой есть собственная гипотеза, по которой её добрая «биоэнергия» через кружево другим людям может передаваться. Да и жизнь это подтверждает. В салоны-магазины она ничего не сдаёт. Основные её заказчики – родные и близкие: у Валентины Ивановны как-никак дочь, двое внуков, а недавно появился и правнук.
В «Городе мастеров» Макарова в шестнадцатый раз. И хотя сама она признаёт, что, например, её шерстяная шаль за полторы тысячи рублей не всякому по карману, всё равно возвращается она домой после Дня города обычно налегке. По балансу «цены плюс качество, плюс вкусы заказчиков» ярославское макаровское вязание, стало быть, потихоньку догоняет знаменитые вологодские кружева.
Наши соседи – вологжане, если уж зашла речь именно о них, на сей раз неплохо на ярмарке вошли в роль законодателей льняных мод. Развернули целый супермаркет с ассортиментом рубах, брюк, юбок, маек – без малого сотни моделей. В своём репертуаре были ивановцы. Художники Ирина и Михаил Коротковы привезли слепящих расцветок лоскутное шитьё. Мурманский клуб бисероплетения «Кудесник» – колье, цветы, кукол, нарядных, как новогодняя игрушка, целую рощу из деревьев, украшенных натуральными камнями.
На прилавке народного мастера из Холмогор Татьяны Копыловой – ажурная резьба по кости моржа и кашалота. Видели мы у неё и такую диковинку, как кулон из кости мамонта. «Материалы» – с раскопок во глубине сибирских руд, а куплены в Москве. Да, не близкий путь в Ярославль проделала та брошечка за две с половиной тысячи целковых.
У владимирцев самый богатый ассортимент изделий из бересты и кожи. Возле полок с портфелями, рюкзаками, ягдташами, барсетками, кожаными кепками и брюками потолковали мы в стиле блиц с главой семейной артели Громовых Михаилом.
– Как прикажете понимать ваше объявление «Куплю старый саквояж»?
– Если вы думаете что это какой-то тайный пароль, то ошибаетесь. Шьём и из старой кожи, это модно.
– Она настолько износоустойчива?
– Вспомните: кожаные изделия всё время попадаются археологам, вот ответ на ваш вопрос.
– Да ведь отцовские и дедовские куртки носим.
– Носим, потому что таких вот брюк, какие вы на мне видите, как пить дать, не на одну жизнь хватит.
Деловую честь Ярославля, в его золотой век, XVII, одного из центров обработки кож, достойно защищала на ярмарке художница Ирина Шуклина. Делает из обрези чёрной, коричневой, белой кожи стильные, с орнаментом по мотивам снежинки, украшения с уральскими самоцветами. Расчёт, как сама она говорит, «на людей не очень бедных и несильно богатых, но со вкусом».
За компанию с подругой и своей соседкой по прилавку Алевтиной Филатовой, воспитанницей политеха, возрождающей забытые традиции высокосветского стиля «фриволите» (что означает «легкомыслие») в отделке украшений бисером, Шуклина малость покритиковала организаторов ярмарки. Участие в ней становится всё более дорогим удовольствием. Это особенно чувствуют мастера-любители – и ремесленники, и коробейники в единственном числе. За последние два года «местовые» подорожали вдвое.
Подруги поделились с нами и таким тонким наблюдением. Обратили наше внимание на окружающий пейзаж – с домом призрения ближнего и церковью Ильи Пророка. Как они думают, такой фон для «Города мастеров» – что-то вроде урока нам из тех славных времён, когда мастеровые имели возможность заработать и на закладку храмов, и на помощь старикам и сиротам.
Сегодня второй день работы ярмарки ремёсел. Ворота города трёхсот мастеровых будут распахнуты допоздна.