– В Дублине проходил заключительный этап международного музейного конкурса, в котором мы в первый раз принимали участие. Отбор проводился очень строгий. Два года назад мы подали документы с полным описанием музея, его экспозиций, проектов, всех направлений работы. Всего было 200 музеев-участников. Во второй этап вышли только 60, и наш в их числе.
Все музеи были распределены между экспертами для личного посещения и знакомства. Ярославцам повезло, сюда приехал Вим ван Дервейден – человек очень эмоциональный и позитивный, один из организаторов и, несомненно, душа этого конкурса. Музей ему очень понравился, и он дал экспертное заключение, благодаря которому ярославцы вошли в состав тридцати победителей второго этапа, а спустя некоторое время получили приглашение приехать в Дублин для презентации.
– Презентация заключается в том, что ты приходишь к экспертам, они смотрят видеоматериалы и задают разные каверзные вопросы, – продолжает Елена Андреевна. Перед нами прошли роскошные музеи, в которые вложено много денег, много талантливых замыслов музейщиков. В кулуарах конкурса его участники, приезжающие сюда не первый раз, говорили, что этой весной были как никогда сильный состав и сильная конкуренция.
И вот после десятка презентаций настала очередь ярославцев. Первое, о чём спросили: «Что значит музей–заповедник?» Дело в том, что на конкурсе не было ни одного заповедника и ни одного музея с таким разнообразием коллекций. Когда эксперты конкурса и коллеги из других стран увидели на представленных фотографиях и храмы, и животных, и космические костюмы, и пушки из «Боевой славы», то были невероятно удивлены. Интересовались: «Как же вы этим управляете?» А когда пришло время знакомства с музейным «объектом», то Елена Анкудинова надела на голову венок из ромашек. Все ахнули от неожиданности.
– И дальше я рассказала о нашем проекте «Ромашковый рай», устроить который предполагается в селе Никульском, на родине Валентины Владимировны Терешковой. Это её любимый цветок, – пояснила Елена Андреевна, – это, как и берёза – символ России, к сожалению, исчезающий с наших лугов. Ещё ромашка – символ любви. Я показала, как на ней гадают, и это всех привело в восторг. Рассказала и о том, что Ярославль готовится отметить своё тысячелетие, а музей – сердце города. Изображение одного из храмов даже попало на российскую денежную купюру. И в заключение презентации подарила космическое печенье «Русское» нашему замечательному эксперту, который очень хотел, чтобы мы победили.
К сожалению, в число победителей ярославцы не вошли. Первый приз отдали Эстонии. Но с ярославцами произошло событие, стоящее не одного диплома этого конкурса.
– Когда я шла на своё место, – рассказала Елена Анкудинова, – меня остановила королева Ирландии Фабиола и сказала, что ей наше выступление понравилось больше всех. Она расспрашивала нас о России, говорила, как она любит нашу страну. Такого внимания её величества не был удостоен никто из наших российских предшественников. Она пожелала вместе с нами сфотографироваться, и я подарила ей венок из ромашек. Порадовало и то, что наша презентация всем понравилась – подходили коллеги из Чехии, Сербии, Словении, Литвы, Эстонии – с вопросами и просто пообщаться. Главное, что мы заявили о себе и открыли дорогу на международные музейные конкурсы.
Вот с такими впечатлениями ярославские музейщики вернулись в свой «ромашковый рай». В этом году в Никульском посадили первые ромашки – и в самом музее, и под открытым небом. На прошедшем в Дублине музейном форуме этой идеей особенно заинтересовались немцы и голландцы. Они уже выразили желание приехать на родину первой женщины-космонавта со своими ромашками.
Автор идеи «ромашкового рая» – Нина Александровна Грязнова. С её лёгкой руки в музее-заповеднике собрали миллион копеек, теперь надо посадить миллион ромашек! Родилась эта идея из размышлений о том, как сделать Никульское туристическим центром и доказать, что музей «Космос» способен поддержать посёлок. Возможно, появится в Никульском и ещё один музей – советского колхоза. Построить в березовой роще «правление» и заглянуть в наше недавнее прошлое – такого пока нигде не видели.
Фонды Ярославского музея-заповедника позволят сделать этот музей весьма интересным.