четверг 31

Тема дня
Памятник Ленина в Ярославле: пять лет в ожидании пьедестала

Памятник Ленину в Ярославле был открыт 23 декабря 1939 года. Авторы памятника - скульптор Василий Козлов и архитектор Сергей Капачинский. О том, что предшествовало этому событию, рассказывается в публикуемом ...

прочитать

Все новости за сегодня

Видео
Управление
Вопрос дня
Как Вы считаете, две российские революции 1917 года - это
Фото дня DSCN5136 (2).jpg

Все фотографии





Люди ищут

на печать

Комментировать

четверг, 22 мая 2008

«Не мучайте себя разочарованиями»

нет фото

Сегодня академический театр драмы имени Фёдора Волкова отмечает 35-летие сценической деятельности и 55-летие со дня рождения заслуженной артист­ки России Татьяны Ивановны Исаевой – актрисы, чей талант неизменно заявляет о себе на протяжении трёх с половиной десятилетий и заставляет её оставаться самой желанной для любого режиссёра.

автор Лариса ДРАЧ

 

Татьяна Исаева – коренная ярославна. Своей кровной принадлежностью именно к этому городу она гордится и не устаёт повторять, что не променяла бы родной Ярославль ни на один город в мире. Частичка «бы», позволяющая усомниться в искренности этого утверждения, имеет существенный противовес в виде конкретного факта. На заре туманной юности – только-только было окончено Ярославское театральное училище – сокурсница Татьяны Ивановны, сама петербурженка, страстно мечтавшая получить место в одном из театров Питера, попросила Исаеву подыграть ей на показе в Ленин­градском театре музыкальной комедии. Та без всякой задней мысли согласилась. К удивлению обеих девушек, комиссия предложила место в труппе именно Исаевой, а подлинной соискательнице – отказала. Но пришёл черёд изумиться и питерским театральным корифеям, когда в ответ на лестное предложение провинциальная начинающая актриса ответила категорическим отказом.

– Сейчас об упущенной возможности не жалеете?

– Я вообще такой человек, что никогда не терзаю себя попусту. Если что-то прошло мимо, спокойно отпускаю это: значит, не судьба. Одна из моих героинь говорит: «Главное, не измучить себя в жизни разочарованиями». Вот я и не хочу себя мучить. И потом к тому моменту, когда произошла эта история, я уже получила приглашение от Фирса Ефимовича Шишигина поступить на волковскую сцену, а здесь блистал такой сонм талантов – чета Нельских, Наталья Ивановна Терентьева, Владимир Алексеевич Солопов, Сергей Константинович Тихонов... – что было просто смешно предпочесть что-то иное.

В детстве Татьяна Исаева о театре не грезила. Родители, не имеющие никакого отношения к искусству (оба трудились на заводе «Красный маяк»), конечно, водили дочь на разные театральные представления, но особого впечатления эти культпоходы на девочку не произвели. Она училась в средней школе № 74, обожала литературу и откровенно томилась на уроках математики. Своей арифметической профнепригодностью Татьяна однажды так вывела из себя преподавательницу, что та в сердцах бросила: «С твоими способностями только лук на овощебазе перебирать». Однако хорошо поставленный от природы голос – не зря именно её выбрали для проведения по школьному радио обязательных политинформаций – и явные актёрские способности (была неизменной ведущей всех вечеров, активной участницей самодеятельности, не пропускала занятий в школьном драмкружке) лишили её такой «заманчивой» луковой перспективы. По окончании школы, ничего не сказав родителям, Татьяна с лёгкостью поступила в Ярославское театральное училище на курс Владимира Солопова и Татьяны Канунниковой.

– А почему от родителей утаили?

– Они, будучи людьми простыми, мечтали о том, чтобы я стала учителем или врачом. Актёрская профессия представлялась им чем-то нереальным. А я к тому времени уже не мыслила себя без театра. Да, знаете, что ещё вдруг вспомнила? Будучи маленькой девочкой, когда смотрела кино, я постоянно влюблялась во всех актрис, собирала их карточки. К слову, у меня по сей день хранится четыре толстенных альбома с «артистами». Но, что примечательно, прельщала меня тогда отнюдь не актёрская слава, а чисто «технический», как я сейчас понимаю, интерес к профессии: я пыталась понять, как актриса в какой-то отрицательной роли может быть такой гадкой, как возможно перейти от слёз к смеху и так далее.

По окончании училища с красным дипломом Татьяна Исаева поступила на сцену академического театра драмы имени Волкова и... служит там вот уже 35 лет. Своей един­ственной записью в трудовой книжке Татьяна Ивановна гордится, хотя признаёт, что не всё в течение этих лет гладко складывалось. И сплетничали за спиной, и интриговали, и целых три года она просидела без единой роли (ей «не простили» её актёрского взлёта в период работы в театре режиссёра Владимира Воронцова, поставившего знаменитую «Корсиканку» по пьесе Губача – в роли Жозефины Татьяна Исаева блистала целых пятнадцать лет)...

– Это самое страшное испытание для актёра – когда тебя не замечают. Злейшему врагу не пожелаешь.

– Как же вы выдержали? Ведь вы, я так понимаю, ничего, кроме актёрской профессии, не умеете...

– Почему это? Я прекрасно готовлю, умею сажать цветы и красить заборы, играю на гитаре, неплохо шью...

– Ну что вы, право слово, как кот Матроскин: «Я ещё на машинке могу, и вообще...»

– Могу, и вообще...

– Я не о том.

– И я... О стены головой не билась – она цела, как видите. Но о том, как ночи напролёт разговаривала с подушкой-подружкой, простите, никогда никому не скажу. Три года, просыпаясь по утрам, я лишь молила: «Господи, не позволь мне впустить злобу и зависть в моё сердце!» Он меня услышал...

Татьяна Исаева кажется гордой и неприступной. Что поделать, если природа наградила её такой красотой, что простой поворот головы кажется тщательно отрепетированной перед зеркалом мизансценой? А на самом деле она непо­средственна, как девчонка, любит пошутить и не боится показаться на сцене некрасивой.

«В Исаевой меня привлекала одухотворённость, открытость, свет лучистых глаз, душевное изящество. Музыкальность – пение, танец как особый дар на драматической сцене придавал и придаёт актрисе неповторимый шарм. Ей подвластны тайны подтекста, лёгкость переходов от драматизма к комическому, ирония как особенность характера», – так отзывается об актрисе профессор Маргарита Ваняшова.

За 35 лет служения на волковской сцене заслуженная артистка России Татьяна Исаева сыграла более 70 ролей. Это и прелестная самозванка, авантюрная натура княжна Тараканова в «Царской охоте», и острохарактерная Люси в «Трёхгрошовой опере» Брехта, и гротесковая, фантастически-трагичная сумасшедшая барыня в «Грозе» Островского. В «Декамероне» Исаева сыграла сразу пять разных женских характеров – от монахини до сводни, её эпизодические роли всегда заметны (одна из ярких – в «Спиритах» Л. Н. Толстого). Зато вопрос, насколько плотно она занята в сегодняшнем репертуаре театра, Татьяну Ивановну печалит.

– Ролей себе никогда не просила. Единственный раз, когда в театре была озвучена идея постановки «Ханумы», попросила роль свахи Ханумы. Не сложилось... Что ж, не надо было забывать «Мастера и Маргариту»: «Никогда ничего не просите у тех, кто сильнее вас...» Сейчас занята в выше­упомянутой «Хануме» (но в другой роли), в спектакле «Охота пуще неволи», что идёт на камерной сцене, играю жену Городничего в «Ревизоре»... Недавно приступили к репетициям Горького «Трое». Словом, в ролях не купаюсь. Но внутренне надеюсь, что, может быть, откроется какая-то вторая страница в моей театральной жизни.

– А отказываться от ролей случалось?

– Нет, никогда, я не так воспитана. Нас учили, что в любой роли надо найти для себя какой-то манок, что-то привлекательное, созвучное своей душе. Ведь играть через силу, ломая своё естество, свой внутренний мир – такая мука!

– Вот вы упомянули, что вас миновала страсть многих провинциальных актрис уехать в Москву. Но возможности столицы не сравнить с Ярославлем. То же кино, к слову...

– «Ага», как говорит с неподражаемой интонацией Алла Борисовна. Некие надежды я возлагала на кино лишь тогда, когда получила диплом об окончании театрального института, где значилось, что теперь я – актриса театра и кино. Был у меня эпизод с Николаем Караченцовым в ленте «На углу у Патриарших», который в итоге безбожно сократили. Ну да ладно, режиссёру виднее. Потом был ещё один случай. Мы тогда играли «Четыре капли» Розова, я – молодая, худющая, глазищи – во! Коса ниже пояса... Отыграла свою сцену, а меня теребят: «Тебя там на вахте какие-то цыгане спрашивают!» Вылетаю к проходной и впрямь – три видных мужика цыганистой наружности (один из них, как потом выяснилось, оператор). Они меня схватили, давай вертеть, рассматривать. Ах, огорчился один, глаза-то у неё зелёные! Не пойдёт! Вот так и пронесли меня мимо роскошной роли мои зелёные глаза...

– Что за роль-то?

– Я не сказала? «Табор уходит в небо», там «мою» роль потом Светлана Тома сыграла... А больше «спросу на меня» не было.

– Но сейчас, когда в Ярославле снимается до десяти лент в год, неужели предложений нет? Не поверю.

– А я не хожу на кастинги. Сейчас мне это уже не интересно. Всё хорошо в своё время.

Татьяна Исаева – удивительная женщина ещё и потому, что совершенно спокойно, не кокетничая, говорит о своём возрасте: «Да, мне исполнилось 55, и что? У природы нет плохой погоды...»

– Хотя, признаюсь, когда начала оформлять документы, и в райсобесе меня по­просили подчеркнуть графу «по старости», сердце всё-таки дрогнуло. Заметила, что стала себя как-то беречь, задумываться, вспоминать молодость. Словами это состояние не передать...

– Попробую вам помочь, учитывая ваш всё-таки «хулиган­ский» нрав... «Пофигизма» стало меньше.

– Точно, запомню эту формулировку!

У Татьяны Ивановны прекрасная семья: муж, с которым она неразлучно идёт по жизни рука об руку вот уже тридцать один год, дочь, дающая матери основания для гордо­сти собой (Наталья работает в музее истории города), обожаемый внук Александр.

– Вот с кем у меня полное родство душ, так это с моим любимым Санькой. Он заканчивает третий класс математической 33-й школы, но при явно аналитическом складе ума играет на сцене нашего театра. Пока ему нравится, и к своим ролям он относится очень серьёзно – я это вижу, а как будет дальше – посмотрим.

Сегодня у заслуженной артистки России Татьяны Исаевой – бенефис. Так испокон веков называли театральные представления, устраиваемые в честь наиболее уважаемых и достойных членов труппы. Что можно пожелать в такой день? Ролей и нескончаемых аплодисментов. Татьяна Ивановна, ваш выход!

Читайте также
  • 10.01.2013 Бондарева ушла на заслуженный отдых Татьяна Владимировна Бондарева стала уполномоченным по правам ребенка в Ярославской области в 2011 году.  В конце прошлого  года она покинула этот пост и вышла на пенсию.
  • 26.12.2012 От добрых дел тепло и в стужу В самую стужу, с утра в понедельник, Любим не мог похвастать наличием горожан на улицах. Пожалуй, только гости из Ярославля оживляли тихий, заиндевевший город.
  • 05.09.2012 Работать, репетировать, играть…..В ее репертуарном листе – свыше 100 ролей. Татьяна Иванова - Лауреат Премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства в
  • 09.04.2008 Искристый талант Татьяны ИсаевойСегодня – юбилейный день рождения заслуженной артистки России Татьяны Ивановны Исаевой.
  • 28.11.2003 Лестница, которая не кончается Худенькая, нерешительная девочка с распущенными пушистыми волосами, спадающими почти до пояса, поднимается по большой лестнице, ведущей в театральное училище.
  • 09.04.2003 Победительное обаяние Татьяны Исаевой Яркая красота, огромная жизненная энергия, личное обаяние, загадочность и женственность - все это Татьяна Исаева. Тридцать лет назад на сцену Волковского
Комментарии

Написать комментарий Подписаться на обновления

 

Войти через loginza или введите имя:

 

В этой рубрике сегодня читают
  • Судьба и памятьНе перестаёт удивлять и радовать своей творческой активностью ярославский писатель-фронтовик Александр
  • Кино про то, как душу сберечьЦелую неделю на экране не свистели пули, не взлетали в воздух авто, не было ни одной погони со скрежетом
  • «В кругу знакомых и друзей»12 июня в Доме культуры и техники железнодорожников узла Ярославль-Главный состоялся день семейного отдыха.