Ночь на подворье старинного Спасского монастыря началась под колокольные звоны ещё засветло. Но без фонарика, взятого напрокат, или без подсветки мобильника, например, тем, кто пришёл в залы отдела природы, было не обойтись. Задевая лбами свисавшие с притолоки зелёные ветки и даже не успевая сообразить, откуда они тут взялись, с порога попадали гости в жутковатую тьму.
Под таинственные шумы, птичьи крики, громогласное лягушачье пение передвигались мы почти на ощупь. Луч фонарика, словно в кино, находил за стеклом диорам то оскаленную морду лисицы, то грозный волчий глаз, а то и кое-что покруче. Из осоки на берегу Рыбинки, видим, взирает на нас явно не довольный тем, что нарушили его дремоту, средних габаритов аллигатор при полном наборе зубов.
На одну ночь подняли из фондов сушёного чужестранца, подаренного «на всякий случай» кем-то из восторженных поклонников музея. Сегодня он стал чем-то вроде ассистента на конкурсе: зрителям, чтобы не гуляли просто так, предложено найти в залах три «неправильных артефакта», попросту говоря, прикольные подставы типа «крокодил на Волге».
Ускоряем шаг и тут же тормозим перед неожиданным препятствием: здоровенным куском, судя по письменному разъяснению экспозиционеров, обнаруженного на прошлой неделе в Ярославском районе помёта доисторического шерстистого носорога. В такой нервозной обстановке взрослые молча бодрятся, кто как умеет. Зато детишки буквально визжат от восторга. Встречают чучела, как старых знакомых, с которыми давно не виделись:
– Ой, ондатра!
– Смотрите, птица чомба, красивая, как королева!
– Катя, посвети сюда, – требовательным тоном просит мамаша. Когда прямо перед глазами у нас зависло осиное гнездо с табличкой: «Выключи фонарик, не буди ос!», Катя так вошла в роль ночной путешественницы-следопыта, что фонарик немедленно выключила. Попалась-таки музею на удочку.
В густеющем сумраке на музейном подворье звенят боевые мечи. У клуба «Оружейная башня» тренировка к турниру в честь Дня города. Ратники ярославской дружины времён нашествия Батыя, в полной экипировке, один к одному воссозданной по первоисточникам, как ни в чём не бывало вышли сразиться с воинством из далёкого будущего – с щеголеватыми рыцарями городского ополчения, Германия, XV век.
На привале витязи, переодевшись в джинсы, футболки и куртки, некоторые со своими дамами, гоняли чаи с баранками у двухвёдерного самовара в гостях у купеческих дочек.
На «монетном дворе» мы в компании рыцарей отметились у знаменитого, вошедшего в Книгу рекордов России экспоната «Миллион копеек». Сыграли в «кораблекрушение», бросая мелочь в плавающие пустые стаканчики, чей дольше не потонет. Не забыли и пятачки проштемпелевать на память о «Ночи в музее» клеймом с геральдикой или церковной символикой.
Наверное, самым тихим местом в древних монастырских стенах оказалось субботним вечером фойе отдела «Слово о полку Игореве». Полуночники по очереди обживались в похожем на трон кресле средневекового писца. А потом самые отважные из них пробовали написать настоящим гусиным пером на кириллице (по шпаргалке с образцами) ни много ни мало послание потомкам.
Одной из первых пополнила музейное досье Аня Белугина автографом, украшенным живописными кляксами. Поддела на острие пёрышка хитроумную комбинацию из кириллицы с алфавитом наших дней: «Я люблю тебя...», с именем возлюбленного. Дольше остальных трудились Серёжа с Юлей. Свою депешу решили они передать потомкам из рук в руки, прихватили её с собой в качестве трофея.
Правда, уважили читателей «Северного», дали посмотреть текст, по которому сразу видно, что скрывать им от людей нечего: «Дорогие наши потомки!!! Через три месяца наша с Юленькой свадьба, и сегодня, 17.05.08, мы желаем вам в жизни такого же счастья, как у нас». Наперебой подсказывали друг другу слова, гусиное перо осваивали так азартно, что про кириллицу-то вовсе и забыли.
Уже после того, как смолкли колокола, под пером у писцов высохла тушь, а у купеческих дочек остыл самовар, самые заядлые из полуночников от преизбытка чувств просто так сидели на лавочках под деревьями, увешанными, как новогодние ёлки, гирляндами из разноцветных огней.
Музей-заповедник в тот вечер явно дал сто очков вперёд нашему, что без царя в голове, пивному уличному и дискотечному досугу. Жаль только, что такие победы случаются у музейщиков раз в году, как день рождения у крокодила Гены.