Корабельная история началась, когда ростовские энтузиасты Сергей Актаев и Юрий Саранцев решили воссоздать историческую ценность – ладью, на которой в XIII веке ходил по озеру Неро князь Василько. («Северный край» писал об этом ещё 31 июля 2004 года). Многие отнеслись к этому предложению с недоверием, посчитав самодеятельных корабелов (Сергей на тот момент был педагогом центра внешкольной работы, а Юрий и вовсе по профессии парикмахер-стилист) в лучшем случае авантюристами. Однако энтузиазм и вера в собственные силы у новоявленных судостроителей были столь высоки, что первая в Ярославской области (и единственная на сегодняшний день в России!) историческая верфь вскоре появилась практически в центре Ростова. Справедливости ради надо отметить, что Сергей Актаев, ставший во главе этого строительства, не был новичком в корабельном деле: участвовал в строительстве знаменитого российского фрегата «Штандарт», строил копию французского судна, отвоёванного Нельсоном в Трафальгарском сражении. Но там он был, что называется, «на подхвате», здесь же за всё пришлось отвечать самому.
Современная ладья максимально приближена к своему историческому оригиналу. Материал на корпус пошёл местный – ель, сосна. А вот разные необходимые для строительства «мелочи» пришлось собирать с миру по нитке. Латунные саморезы специально заказывали в Финляндии, медными клёпками – 50 килограммов, шесть с половиной тысяч штук – разжились в Москве. Подобные технические (и весьма дорогостоящие) изыски – не ради пижонства.
– В нашей ладье не должна ржаветь ни одна деталь, – поясняет нам дотошность в выборе материала Юрий Саранцев, – а то проржавеет какой-нибудь гвоздик, и дерево вокруг него начнёт крошиться.
Первенец исторической судоверфи был наречён громким именем «Князь Василько» в честь ростовского князя Василько Константиновича, потомка Ярослава Мудрого, прославившегося тем, что в начале XIII века ходил через озеро Неро на ладье к былинному богатырю Алёше Поповичу, который подарил ему свой богатырский меч. В последнее воскресенье августа 2004 года – День города Ростова – «Князь Василько» был спущен на воду.
Перефразируя классика, эмоции присутствовавших при этом зрелище очевидцев можно выразить так: кричали зрители «ура!» и в воздух чепчики бросали. Словом, потрясающее было зрелище. А ровно через четыре месяца, в новогоднюю ночь 2005 года, некими злоумышленниками ладья была… сожжена. Примечательно, что икона с ликом покровителя всех мореплавателей Николая Чудотворца, украсившая после освящения корму ладьи, в огне не пострадала.
– Официальная версия происшествия такова: мальчишки-беспризорники забрались на неохраняемый в праздничную ночь корабль, курили, по неосторожности бросили окурки, начался пожар, – поясняет трагические обстоятельства той давней истории управляющий верфью Станислав Скатерников. – Виновников нашли, они признались в содеянном и раскаялись, дело спустили на тормозах, а полкорабля выгорело так, будто его и не было.
– В случайность пожара, судя по вашей интонации, вы не верите…
– Я вас умоляю! Два окурка, брошенных детьми морозной зимой, и сквозные, зияющие дыры на полсудна? Это явный поджог, кому-то мы со своей верфью дорогу перешли…
Но акцентировать внимание на этом происшествии нынешние хозяева верфи не любят. Чтобы раз и навсегда расставить все точки над «i», уточняют, что они абсолютно согласны с официальной версией происшедшего и… «хватит об этом». Однако, дабы вновь не возник пожар «по неосторожности», сегодня верфь бдительно охраняется: есть сторож, ему в помощь – шесть собак, каждая со своими полномочиями, от звонкоголосых юрких дворняжек («их задача – голос подать, одну мы даже так и зовём – Диспетчер») до внушительных и злобных волкодавов. С последними стражами порядка, признаться, желания познакомиться поближе не было, но любое наше передвижение по верфи даже в сопровождении хозяев сопровождалось утробным угрожающим рычанием этих четвероногих охранников.
В качестве гида в нашем знакомстве с верфью выступает Станислав Борисович Скатерников. Он – один из двух главных действующих лиц на верфи – подключился к строительству «Князя Василько». На мой изумлённый вопрос, каким образом Станислав Борисович, профессиональный музыкант, баянист, бывший директор музыкальной школы, успешно концертирующий не только в области, но и в столичных залах, вдруг стал корабелом, Скатерников смеётся и только руками разводит:
– Сам удивляюсь! Сначала ребята просто попросили помочь – взять на себя все согласования, хождения по кабинетам, ведение документации, решение юридических вопросов, а потом – втянулся. Корабелом себя по сей день не считаю, но душа за это дело болит, успел прикипеть к нему сердцем.
«Отцы-вдохновители» ладейного возрождения Сергей Актаев и Юрий Саранцев по разным житейским обстоятельствам отошли от дел: Сергей вовсе уехал из родного города, а Юрий иной раз по старой привычке заходит на верфь, помогает – лишних рук здесь не бывает. Ведь работают корабелы по-прежнему на собственном энтузиазме да частном финансировании. Хотя намекают, что к воссозданию исторической действительности может прикоснуться любой желающий. И морально, и материально. Однако желающие поработать «за так» в очередь не выстраиваются, вот полюбопытствовать, поглазеть по сторонам – другое дело. Но и к праздному любопытству на верфи относятся со снисходительной доброжелательностью, надеясь, что когда-нибудь оно обретёт материальный эквивалент.
На верфи практически закончены два судна. Один – вышеупомянутый «Князь Василько» – восстал из пепла словно птица Феникс, второй – ладья «Тур» – построен «с нуля», блестит просмолёнными боками. Неподдельное уважение внушает огромная головой тура, которая вскоре украсит нос корабля. Непосредственным строительством исторических судов занимаются всего-навсего два человека – мастер Павел Челкак (его прибытия ожидают со дня на день) и бизнесмен-москвич Дмитрий Шустиков (на снимке). Именно он осуществляет финансирование этого проекта и, хоть никогда не стремился к этому, сегодня является единственным владельцем готовых к спуску на воду ладей. Так получилось. Удивительно, что и он оказался втянутым в эту историю со строительством почти случайно.
– Я люблю Ростов и раньше часто приезжал сюда просто отдохнуть. В один из приездов увидел строящийся на берегу Неро сарай, очень похожий на эллинг (специальное сооружение, предназначенное для постройки и ремонта судов. – Авт.), подошёл, поинтересовался у строителя (им был Сергей Актаев): «Что делаешь, брат? Для парника сооружение великовато…» Узнав намерения Сергея, удивился, конечно, но эмоции не зашкаливали: сам с детства «болен» историческими реконструкциями, было дело – рубился на мечах, так что идея постройки древней ладьи с ног меня не сбила, – рассказал нам Дмитрий Вадимович. – Приехал раз-другой, смотрю, дело-то идёт. Я заинтересовался, стал ребятам помогать деньгами по мере возможности, не имея намерений самому влезать в это строительство.
Однако, как говорится, человек предполагает, а Бог располагает. Незаметно Дмитрий сам увлёкся идеей создания исторической судоверфи. Но азарт погружения в новое дело не помешал ему ужаснуться финансовой неграмотности своих новых единомышленников:
– Любое судостроение стоит безумных денег, даже построить простую деревянную лодку – и то недешёвое удовольствие. Для примера: один двигатель, который был изготовлен для наших ладей по спецзаказу в Японии, стоит четырнадцать тысяч евро – иномарка приличного уровня. Два судна – два двигателя, вот и считайте…
Хоть финансовой составляющей проекта (тем более – частного) интересоваться вроде бы как и не принято, не могу побороть своего любопытства.
– Сто тысяч долларов каждое судно, – не кокетничая, отвечает Дмитрий Вадимович, – и это по минимуму.
Несмотря на то, что вторая ладья, построенная его собственными руками, вот-вот начнёт бороздить озёрные просторы, Дмитрий Вадимович считает себя человеком, «который с очень большой натяжкой относительно разбирается в деревянном судостроении».
– Деревянное судостроение у нас в стране умерло давно. Была фирма под Нижним Новгородом, где пытались что-то подобное строить, но сейчас хозяин фирмы плюнул на эту романтику и начал выпускать готовые бревенчатые срубы: это куда рентабельнее. В Петрозаводске есть ребята, которые ещё в эпоху перестройки загорелись возрождением древнего поморского флота (к слову, я к ним ездил на «стажировку»). Те действительно построят всё, что заказчик пожелает, но юридического сопровождения строительства, ни одного документа к судну у них нет.
– А как же вы строили? Где чертежи брали?
– Честно? Начинали строительство по классической схеме Петра I – «на три пальца с прищуром». Был просто образ корабля: вроде бы пропорции нормальные, смотрится прилично… и ладно. Есть такой принцип у «пофигистов»: некрасивый самолёт не полетит. А наши-то ладьи-красавицы ещё как поплывут! Если серьёзно, то сегодня мы работаем в сотрудничестве с профессионалами-судостроителями, они курируют нашу верфь.
– И с документацией разобрались?
– «Князь Василько» изначально был построен по петровскому принципу – «с прищуром». Но когда оформляли документы (суда проходят обязательное согласование в государственной инспекции маломерных судов), чертежи пришлось снимать прямо с готовой ладьи. Обхохочешься! И что выяснилось? Что допуск по бортам у нас получился всего полсантиметра, а даже в металлическом судостроении при такой величине судна допускается расхождение до десяти сантиметров. И хоть сама конструкция имела массу ошибок и недочётов, допущенных по незнанию, спецы дали нам «добро». К строительству «Тура» мы подошли совсем по-другому. Так что с документацией у нас всё в порядке.
Всего на исторической верфи Дмитрий Вадимович Шустиков планирует построить три корабля, все – скандинавского типа, «нечто среднее между кнором и драккаром». Но и эти суда – лишь часть проекта, задуманного Шустиковым. А мечтает он ни много ни мало построить на территории нынешней судоверфи историко-культурный центр, представляющий древнее русское поселение.
– Это будет реплика-реконструкция реально существовавшего древнерусского поселения, а не имитация в стиле «а-ля рюс» – никаких баб в кокошниках, мужиков с балалайками и медведей на цепи, этих подделок «под старину» я не люблю. Мы плотно работаем с музеем, планируем провести на территории археологические раскопки, а потом построить поселение – с ремесленной слободой (чтобы и литейное производство, и кузница, и гончарное дело, и ткачество), военной дружиной, верфью опять же.
Дело, которое затевает Дмитрий Шустиков, в терминологии специалистов называется анимационным туризмом. То есть посетитель историко-культурного центра не станет осматривать витрины с экспонатами, как в музее – «руками не трогать!», а будет полностью погружаться в другую эпоху, где ему как раз собственными руками предложат изготовить горшок, выковать подкову или, поплевав на ладони, попробовать сдвинуть с места ладейное весло. А коли почувствуешь в себе силушку молодецкую, так направят его в дружинную слободу на мечах биться. В том, что подобная идея будет воспринята на ура, Дмитрий Вадимович не сомневается ни на секунду:
– Круг людей, увлечённых историческими реконструкциями разных эпох, сегодня так велик, что остаётся только голову ломать, кто же живёт в реальности. Но если серьёзно, то тем же столичным реконструкторам стоит только намекнуть…
Кроме развития туристического бизнеса Дмитрий Шустиков планирует серьёзное сотрудничество с центром внешкольной работы, с которым судоверфь соседствует. От участия детей и подростков в непосредственном строительстве ладей, которое имело место быть на начальной стадии возведения «Князя Василько», нынешний владелец судоверфи отказался принципиально, мотивируя свой отказ отсутствием специалиста-педагога, который работал бы с детьми, используя корабельное дело как базу для обучения.
– Раньше эту функцию выполнял Сергей Актаев, и потом верфь – очень серьёзное производство, в котором занято слишком мало людей, чтобы выделять отдельную штатную единицу для работы с детьми.
Но это – пока. Дмитрий Шустиков вместе с директором центра внешкольной работы Ольгой Николаевной Гариной разработали концепцию сотрудничества и совместного использования будущего историко-культурного центра.
– Есть реальная возможность расширить возможности внешкольного образования, – считает Дмитрий Вадимович. – Кузнечное дело, столярка, литьё, керамика, портняжное мастерство, детские военно-исторические реконструкции, боевая дружина, состязание лучников на городских валах, детская регата. Я, когда впервые столкнулся со всем этим делом, просто не мог прийти в себя от изумления: роскошное озеро есть, исторические городские валы… – и всё просто служит декорациями.
Ольга Гарина, директор центра внешкольной работы, не из тех, кто говорит «гоп» прежде прыжка. Ко всем идеям подходит с практической точки зрения.
– Я такой человек: сначала должна своими руками потрогать реальную материальную базу, прочитать все методички, а уж потом трубить во все рога о наших новаторских идеях, – говорит Ольга Гарина. – Хотя новый ростовский глава Валерий Иванович Токарев нашу идею поддержал.
Вот такие чудеса творятся на берегу озера Неро. А что ещё будет! И это при том, что во главе огромнейшего дела, которое может не только прославить Ростов Великий, но и серьёзно отозваться на российском въездном туризме, стоят всего-навсего несколько энтузиастов. Вот и верь после этого пословице, что один в поле не воин. Было бы за что воевать!