За 34 года на Ярославском моторном заводе где и кем только Владимир Иванович не работал! Старшим инспектором отдела кадров, лаборантом в лаборатории радиоактивных изотопов ЦЗЛ, инженером-технологом в управлении главного металлурга. О том, что было до завода, рассказывал скупо: служил в армии, бывший военный, участник Великой Отечественной. Вдаваться в подробности было не принято. А о многом стало можно говорить только сейчас.
Война для него проходила не на западе или в центре страны, как у большинства, а на востоке.
Всё началось в, казалось бы, мирном 1937 году, когда был объявлен специальный комсомольский набор в военно-морскую авиацию. В числе других ребят, только что окончивших девятый класс в посёлке Буй (он тогда относился к Ярославской области), Владимир Курашов был вызван в облвоенкомат, прошёл строжайшую мандатную комиссию и не менее строгую медицинскую и один из тринадцати получил направление в Пермскую военную школу пилотов и авиатехников.
В ноябре 1939 года ему было присвоено звание воентехника 2-го ранга и в отличие от товарищей, которые отправились служить на Чёрное море или на Балтику, вручено направление в военно-воздушные силы Тихоокеанского флота.
До Владивостока поезд шёл четырнадцать суток. Владимир попал в тот самый полк, который участвовал в боях на Халхин-Голе и на озере Хасан. Обстановка оставалась по-прежнему тревожной, японцы то и дело нарушали границу, и боевую технику нужно было держать в постоянной готовности. Тогда только начинали использовать военную авиацию над морем. Мотор, вооружение, материальная часть – техник отвечал за то, чтобы перед полётом всё это было безупречно. Некоторые самолёты летали с подвесными баками – чтобы увеличить дальность полёта.
Военный городок представлял собой четыре каменных дома, где комсостав жил вместе с семьями, и казарму на берегу, которую по-морскому называли кубриком. Быт без всяких излишеств: несколько техников, в том числе Владимир, спали в красном уголке. Рядом столовая, за стеной которой крутили кино.
Когда началась, как здесь говорили, «большая война», у них объявили повышенную боевую готовность. Звено истребителей дежурило ночью, днём – сразу несколько звеньев, готовых в любую минуту подняться в воздух.
Многие просились на запад, где гремели бои с фашистами. На все рапорты следовал категорический отказ. Во время Второй мировой войны 1939 – 1945 годов Япония ведь стала союзником фашистской Германии. Командование требовало укрепления восточных рубежей, чтобы не дать возможность японцам открыть здесь ещё один фронт против нашей страны, все силы которой были брошены на борьбу с гитлеровской агрессией. В полк стали прибывать лётчики, побывавшие в боях – они передавали свой опыт на специальных занятиях. Одновременно приходили новая техника, боеприпасы, которых до сих пор дальневосточники не знали. Обновлялся парк самолётов – технические специалисты, в том числе Владимир Курашов, переучивались на ходу.
Истребительный авиационный полк, где служил Владимир, одновременно с выполнением боевых задач стал базой подготовки молодых лётчиков и технических специалистов для «большой войны». Их присылали сюда из училищ, и, прежде чем отправиться на фронт, они проходили тут своеобразную стажировку. Впрочем, многие из них знали войну не понаслышке. Владимир Иванович помнит нескольких ребят-партизан, ставших лётчиками, среди техников-оружейников появились девушки, обычным явлением стали девушки-прибористы.
Вольно или невольно полк становился и испытательным полигоном. Причём не только наших, но и американских самолётов, которые приходили в порядке помощи от союзников. Наши лётчики летали на «Кобрах» и «Кинг-Кобрах», вспоминает Владимир Иванович, а воентехники соответственно готовили их к полётам. В числе прочих он знал на ощупь и В-29, такой же, как тот, с которого потом была сброшена атомная бомба на Хиросиму.
Помнит случай с американским самолётом, который летел в Маньчжурию бомбить японцев, заблудился и нарушил наше воздушное пространство. Истребители наши его посадили, и весь полк приходил потом подивиться на это чудо. Огромная машина, настоящая летающая крепость: шесть моторов, экипаж двенадцать человек – у Курашова был дружок, с помощью которого удалось проникнуть внутрь, облазить все закоулки. Самолёт был объявлен секретным объектом и стал сразу обрастать легендами. Говорили, что, прежде чем подчиниться приказу сесть, американский лётчик начал выбрасывать некоторые наиболее важные приборы. Экипаж интернировали, а самолёт через всю территорию страны отправили в Москву. Летающей крепостью заинтересовался сам Сталин. Он собрал всех видных конструкторов и приказал сделать точно такой же самолёт. Что и было выполнено.
Интересные воспоминания связаны у Владимира Ивановича и с самолётами, которые поступали к нам от союзников в порядке военной помощи через Берингов пролив. Их принимали лётчики полка Курашова и перегоняли в район Красноярска. Оттуда через бескрайние наши просторы они летели к Северному морю. Вместе с лётчиками обычно бывали и технические спецы, помощь которых могла пригодиться. Приходилось летать на Север и Владимиру Ивановичу – запомнилась тайга под крылом без конца и края.
9 августа 1945 года, выполняя союзнические обязательства, Советский Союз вступил в войну с Японией. Квантунская армия была разгромлена при непосредственном участии их истребительного авиационного полка, и 2 сентября 1945 года Япония капитулировала. К двум орденам Красной Звезды, медалям «За боевые заслуги» и «За победу над Германией» у Курашова прибавилась медаль «За победу над Японией».
Но военная служба продолжалась. Полк дислоцировался в двадцати километрах от Порт-Артура, который был тогда советской военной базой. А вокруг расстилался необъятный и пёстрый Китай. В свободное от службы время Владимир Курашов вместе с несколькими своими товарищами раздобыли где-то старенькие велосипеды, отремонтировали их и начали ездить в Порт-Артур на занятия в школу, открытую при Доме офицеров. Их стращали хунхузами, банды которых орудовали в тех местах. Но разве таких испугаешь – молодых, весёлых, на велосипедах, с пистолетом на боку у каждого? Вот таким образом Владимир Курашов окончил в Порт-Артуре десятый класс.
Второе яркое впечатление о Китае связано с теми же местами. В 1949 году, когда была провозглашена Китайская Народная Республика, народ, по его словам, «появился как из-под земли». Были запружены все улицы, площади. Китайцы только теперь, кажется, осознали окончательное освобождение от японцев и радовались этому как дети. Гремели большие и маленькие барабаны, над толпами извивались бумажные драконы и другие сказочные чудовища, люди приветствовали наших военных – всеобщему ликованию не было конца.
В 1959 году Владимира Ивановича перевели с Дальнего Востока на противоположный конец страны. Он продолжал службу в истребительном авиационном полку в Московском округе ПВО. В 1961 году после демобилизации приехал в Ярославль и поступил на моторный завод. Он отдал производству 34 года, на заводе работала жена Людмила Александровна, с которой они вырастили двух дочерей и дождались внуков.
Моторный завод давно стал для Владимира Ивановича родным, но он навсегда всё-таки остался военным человеком. Даже сейчас, когда ему без малого 88 лет, Владимира Ивановича выдаёт выправка. Он в неизменной белоснежной рубашке с галстуком, всегда чисто выбрит, вежлив. Годы, конечно, сказываются, но связи с заводом он поддерживает и сейчас. Его знают в совете ветеранов войны и труда ЯМЗ, где он, любитель пения и хороший организатор, до недавнего времени возглавлял культмассовую секцию. Знают в музее истории завода, куда приходит на экскурсии молодёжь. Те, кому довелось встретиться тут с этим подтянутым невысоким человеком, могут считать, что им повезло.
Гость | 14.11.2012 в 22:23 | ответить0
На помощь! За сколько можно продать медаль «За победу над Японией»?????