Покидая храм Гроба Господня, мы вышли к Новым воротам в стене старого города, пробитым для удобства паломников-христиан в XIX веке. У ворот подворья Иерусалимского патриарха ждал автобус, доставивший нас в русский Спасо-Вознесенский монастырь с его колокольней «Русская свеча». В день нашего пребывания в Спасо-Вознесенском монастыре прошла праздничная служба над гробом выдающегося деятеля русской миссии на Святой земле архимандрита Антонина (Капустина), приобретавшего для нужд русской миссии участки в местах христианских святынь. Богослужение возглавлял митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл.
После службы мы отправились в Елеон к месту вознесения Христа. Этот участок земли находится в собственности арабов, и в отличие от других святых мест на нём нет величественных церковных сооружений, лишь маленькое здание под куполом, в центре которого, по преданию, сохранился отпечаток стопы Христа.
Затем мы посетили Гефсиманский сад (на нижнем снимке). Если спускаться с холма, правая его часть принадлежит Русской православной церкви с монастырем святой Марии Магдалины и ступенями дороги к Овечьим воротам Иерусалима, левая – католическая с камнем моления Христа. Там растут оливы, которым, по преданию, уже две тысячи лет, то есть они современники Христа. Не удержавшись, мы с ещё одним паломником сорвали по оливке. И лишь потом узнали, что этого делать не рекомендуется, поскольку право собирать оливки в Гефсиманском саду принадлежит католическим монахам. Они готовят из них масло, которое рассылают главам церкви по всему миру.
От сада с многовековыми оливами мы прошли к храму на гробнице Богородицы. Ступени церкви уходят глубоко под землю. Там, в пещере, расположено каменное надгробие – крипта – V века, покрывающее могилу Богородицы.
Уже к ночи мы прибыли в Вифлеем в Палестинскую автономию, которая от Израильской земли отделена глухой железобетонной стеной. У её ворот с обеих сторон стоят военные посты. С палестинской стороны стена расписана антиизраильскими рисунками.
Утром мы отправились в храм Рождества Христова. Новое здание базилики XII века было построено на месте древней базилики IV века. В VI веке оно приобрело форму креста. Одна из древних фресок изображала, по преданию, поклонение волхвов младенцу Христу. Именно эта фреска спасла храм от разрушения персами, которые решили, что на ней изображены их соплеменники.
Внутренняя часть базилики разделена четырьмя рядами массивных колонн по два ряда с каждой от алтаря стороны. На одной из колонн у алтаря сохранилась фреска Спаса Нерукотворного, нанесенная в XI веке. С ней связывали чудеса, проявившиеся в конце XX века. Справа от алтаря вход в пещеру вертепа, в которой на месте рождества Христова лежит большая серебряная Вифлиемская звезда. Слева от неё место яслей.
Выйдя из базилики, мы на маршрутных автобусах отправились в Иудейскую пустыню. Узкая дорога проходит по гористой местности, петляя среди ущелий и бедуинских деревень, и заканчивается у стен монастыря святого Саввы. Вход в него женщинам запрещён. Лавра славится своими крепкими православными традициями и святыми. В самом центре монастыря расположена гробница его основателя, святого Саввы. По преданию, он длительное время жил в пещере на противоположной от обители стороне Кедронского ручья, пещеру ему указала Богородица в видении.
Монахи-экскурсоводы здесь не отличаются разговорчивостью и, по словам нашего гида, стараются побыстрее избавиться от гостей. Но входивший в состав нашей группы академик М. В. Бибиков выступил в качестве переводчика и своим знанием греческого смягчил сурового монаха. Тот даже показал нам пещеру и гроб Иоанна Дамаскина.
В трапезной монастыря мы повстречали одного из двух русских монахов, проживающих здесь. Наш новый знакомый рассказал, что он из Валаамского монастыря, в Израиле уже несколько лет. Выехать обратно в своё время не смог, а срок визы истёк. Нарушение же визового режима в Израиле чревато довольно серьёзными проблемами. Вот он и решил остаться в монастыре святого Саввы, где живёт и работает на кухне.
По случаю встречи с земляками угостил нас водкой монастырского производства. Она некрепкая, градусов 20, и сладковатая на вкус, если смешать с водой, становится белого цвета, как молоко. Когда мы спросили, из чего её делают, монах ответил: «из всего». Там же, в трапезной, на стене висел образ Спаса Нерукотворного – фотокопия работы Андрея Рублева – русская душа в Иудейской пустыне.
Уже вернувшись в Ярославль, мы узнали о готовящейся отмене визового режима между Израилем и Россией. Когда это произойдёт, наш знакомый из Палестины сможет возвратиться на родной Валаам.
Из монастыря мы вернулись в отель с красивым названием «Дворец Ясира». Название точно соответствовало содержанию: на территории были разбиты восточные сады, комнаты просторные с раздвижными окнами от пола до потолка, великолепно обставленные. Непонятно было только одно – зачем паломникам по шесть подушек и сейф. Однако это был самый лучший отель за всё время нашего путешествия. Отдохнув в обстановке восточной роскоши, стали готовиться к исповеди и причастию. Ночью предстояла литургия в храме Гроба Господня.
Придя на неё, мы обнаружили в храме много православных христиан, большей частью из России, и жизнерадостных греческих паломников. Ночную праздничную литургию вели греческий митрополит и митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, облачённые в праздничные одежды, со священниками русской и греческой церкви в белых рясах с синими крестами – одежде служителей храма Гроба Господня. Пели «Христос Воскресе». Как заметили наши паломники, мы словно оказались на Пасхе посреди осени.
Богослужение проходило на двух языках: греческом и русском, на возвышении перед кувуклией и в святая святых. Причастие провели в основной греческой части храма. Служба закончилась к утру, священники и паломники со счастливыми лицами, объятые радостью Воскресения Христова, выходили на площадь уже очень родного и близкого каждому сердцу храма.
Следующее утро мы встретили в Горненском монастыре под Иерусалимом. В храме «Всех святых в земле российской просиявших», строительство которого завершилось, прошло малое освящение. Богослужение вел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл со священниками Русской православной церкви. Сразу после причастия храм и литургию посетил патриарх Иерусалима блаженный Феофил. Он участвовал в богослужении, вручении грамот и подарков меценатам и работникам русской миссии на Святой земле. Верующие смогли получить благословение патриарха, в руки которого снисходит Благодатный пасхальный огонь. Блаженный Феофил жил в России, возглавлял Иерусалимское подворье в Москве, расположенное недалеко от храма Христа Спасителя, он очень тепло всегда встречает русских паломников на Святой земле. Празднование продолжилось обедом в монастырской трапезной.
От монастыря мы отправились к источнику Иоанна Предтечи с купальней, где все желающие могли окунуться в прохладную, бодрящую воду. В автобусе нам представили нового гида – Игоря, уже немолодого с вьющимися сединами эрудита, знатока местной истории и достопримечательностей. Вечером вернулись в гостиницу Иерусалима. Несмотря на трудный день, нашлось много желающих идти в храм ночью, где грекам сослужили русские священники.
Утром с нашим новым гидом совершили пешком обход святых мест Иерусалима. По крестному пути самой известной улицы старого города Via Delarosa. Храм Порога судных врат принадлежит Русской православной церкви, остальные точки пути грекам и католикам.
В гостиницу вернулись только вечером. Это была последняя ночь в Иерусалиме и на Святой земле. Рано утром паломники, каждый по своему маршруту посетили полюбившиеся сердцу места. Ничего удивительного не было в том, что большинство из них встретились в храме Гроба Господня. В девять часов утра наш автобус отправился в Тель-Авив, по дороге сделав остановки в храме праведной Тавифы, монастыре Креста и на Средиземном море. Стемнело, самолёт набрал высоту, мы отправились домой. В небе вспоминали наше паломничество по местам чудес, проповеди и страданий Христа к его Воскресению.