Автору этих строк посчастливилось реализовать её минувшей осенью. Поездка, организованная Паломническим центром Московского патриархата, была приурочена к 160-летию основания русской миссии в Святой земле и 125-летию создания Императорского православного палестинского общества.
Наша группа состояла из 40 человек со всей России. Перелёт из Москвы до Тель-Авива занял около четырёх часов, по истечении которых мы оказались в удивительной стране, расположенной в пяти климатических поясах и омываемой тремя морями: Средиземным, Красным и Мёртвым. В октябре температура воздуха в Израиле была плюс 31, воды – плюс 27 градусов. В аэропорту нас встретил гид – православный одессит Александр, проживающий с семьей в Израиле.
На комфортабельном автобусе с обязательным в этих местах кондиционером мы отправились в город Лудд, где мирно уживаются мусульмане, иудеи и христиане. Церковь, мечеть и синагога теснятся там на одной маленькой площади, причём мечеть и православный храм святого Георгия Победоносца стоят стена к стене. В церкви хранятся цепи, которыми был скован Георгий, а в подземной части храма расположена его главная святыня – гроб св. Георгия Победоносца.
Из Лудда по побережью Средиземного моря мы отправились на север страны – в Тиверию, а оттуда в Кану Галилейскую на место первого совершения чуда Иисусом Христом, превратившим воду в вино на свадьбе. В ознаменование того события построена православная церковь, рядом с которой стоит католический храм. В его лавочке можно приобрести «свадебное вино». Однако наш гид, сказав, что здесь вино кислое, посоветовал пойти в магазинчик за воротами храма. Там, объяснил он, и выбор больше, и можно дегустировать. Потом мы узнали, что гиды в таких магазинчиках получают процент с прибыли от приведённых покупателей, а в храмовой лавочке весь доход идёт на нужды церкви.
Из Каны мы отправились в Назарет, к источнику Благовещения, расположенному в храме Архангела Гавриила. Слева от алтаря в пещере бьёт святой родник, к которому можно спуститься по ступеням и набрать воды. В Назарете находится католическая церковь Благовещения Богородицы на месте дома Девы Марии и плотника Иосифа. В нижней части храма сохранилась одна из стен дома.
Путешествуя далее, мы на автобусах-такси, заплатив по пять долларов, поднялись на гору Фавор (Табор). Путь пешком по извилистой дорожке занимает около часа, а на автобусе – пять минут. На вершине горы расположены два монастыря: католический и греческий православный. В нём хранится камень, на котором, по преданию, стоял Христос при преображении.
От Фавора рукой подать до тивериадского озера – Кинерет, на берегу которого, на месте второго явления Христа апостолам, стоит доминиканский монастырь и греческий православный монастырь двенадцати апостолов с одноименным храмом, украшенным розовыми куполами. От храма видны развалины дома святого апостола Петра. Одна из остановок на озере была сделана в трапезной на берегу, где основным блюдом для паломников является «рыба Петра». Её местные рыбаки ловят здесь же в озере. Она напоминает нашего крупного карася, только почти без костей. Последней остановкой на Кинерет был русский православный монастырь святой Марии Магдалины с купальнями на радоновых водах, куда могли окунаться все желающие. С закатом мы вернулись в гостиницу.
Следующий день встретил нас жарким утром. Попрощавшись с Тивериадой, вдоль Кинерета, на водах которого виднелись рыбачьи лодки, мы отправились к Иордану. Паломников обычно привозят ближе к истоку, где оборудована купальня. Место крещения Христа ниже по течению – на границе с Королевством Иордания. В прошлом году на Крещение иорданцы поставили посреди реки турникеты, чтобы паломники, окунаясь, не пересекали границу. Но народу в праздник приезжает очень много, и после освящения воды все устремляются в реку, а её ширина в этом месте метров десять. Желающим, которых несколько десятков тысяч, не разместиться. Турникеты сносятся, и народ, выходя на противоположный берег, нарушает границу.
Во избежание конфликтов с Иорданией в этом году Израиль поставил турникеты по берегу, и паломники омывались водой из бочек, куда она подводилась из реки. В остальные же дни паломникам позволяют окунаться у истока Иордана (на нижнем снимке). Там оборудована купальня с раздевалками, плата за пользование которыми является основным источником дохода кибуца, на чьих землях они расположены.
От купальни наш автобус отправился вдоль Иордана в сторону Мертвого моря к монастырю святого Герасима, расположенному в песчаной пустыне. Греческие монахи очень приветливо встречают гостей. В нашу честь они били в било – специальную металлическую пластину, наполняя воздух радостными звуками. Во дворике обители нас угостили прохладной водой и финиками, растущими здесь же, в саду. Оставленные на память косточки фиников, привезённые в Ярославль, взошли через четыре месяца к Вербному воскресенью. Сейчас зелёные побеги вовсю пошли в рост, радуют глаз и служат живым напоминанием о пребывании на Святой земле.
Путешествуя дальше в сторону Иерусалима, мы съехали с главной трассы и оказались на узком извилистом пути в монастырь святого Георгия Хозевита. Автобус, петляя среди песчаных холмов и ущелий, довёз нас до границ лавры, обозначенных крестами. Далее дорога идёт по склону, и проехать по ней можно либо на мини-тракторе, либо на осликах, которых предлагают предприимчивые бедуины – местные цыгане. Имена осликов не блещут оригинальностью, но звучат забавно: Феррари, Мерседес, Кадиллак… Поскольку идти предстояло вниз к ущелью, мы отправились пешком. Скоро увидели высокий каменный мост, ведущий на другую сторону к каменным стенам монастыря, встроенного в горный склон, как гнездо ласточки (на верхнем снимке). Монастырь был основан в V веке, его помещения соединены с гротом, в котором Илья Пророк скрывался три с половиной года, и где его кормили вороны. Потом монастырь разрушили персы, и он опустел на долгие годы. В 1878 году его восстановили монахи храма Гроба Господня.
Посетив монастырь, мы тронулись в обратный путь, который оказался куда труднее, ведь нужно было подниматься в гору. Некоторые из нашей группы решили воспользоваться бедуиновскими осликами. Цена за их услуги договорная, как сторгуешься. Наш гид сумел проехать бесплатно, в обмен на дельный совет, который он дал хозяину ослика. Бедуин жаловался, что никак не может жениться, потому что не на что выкупить невесту. Одессит предложил ему выход: поехать учиться в какой-нибудь из вузов в Россию, познакомиться там с русской девушкой и жениться на ней. За русскую невесту, объяснил он, выкуп платить не надо. Совет очень понравился хозяину осла, и он не стал брать денег за проезд.
Из пустыни мы поднимались в Иерусалим с отметки минус 300 метров от уровня моря до плюс 150. В древнееврейском языке не было выражения «войти в Иерусалим», а только подняться. В отель Кикар-Цион на площади Сиона в центральной части города мы успели как раз к ужину. В одном номере со мной проживал паломник из Москвы по имени Андрей, он уже в четвёртый раз посещал Святую землю и хорошо ориентировался в городе, улочки которого с невысокими по меркам современной архитектуры строениями – до пяти этажей – раскинулись на холмах. Прямо перед нашими окнами на восьмом этаже возвышались купола русского Троицкого собора, справа от него виднелась самая высокая колокольня из всех в Иерусалиме – «Русская свеча». Ещё правее колокольня католического собора, за ней в глубине кварталов старого города – храм Гроба Господня.
Дорога от отеля до стен старого города с нашим гидом Александром заняла 15 минут. Мы быстро прошли до Яффских ворот и древней стены, сложенной из больших тесаных блоков желтого местного камня. От ворот в сторону горы Сион и далее вышли к храму святого Сиона. Его колокольню украшает флюгер в виде петушка. По преданию, именно на этом месте апостол Петр трижды отрекся от Христа, который сказал ему: «не пропоёт и петух, как трижды отречёшься от меня». В том же храме находится горница Тайной Вечери и погребение библейского царя Давида.