Царила домашняя атмосфера, театр был наполнен праздничной публикой, которая спешила в зрительный зал с букетами. В мушкетёрском костюме Д’Артаньяна директор театра Евгений Колотилов выбегал на сцену со шпагой в руках и выкрикивал с победным пафосом самую больную театральную истину: – один за всех и все за одного! – и публика достойно оценивала пародийность этого супертеатрального девиза.
На сцене, между тем, играли сцены из «Ревизора», мольеровской комедии «Мещанин во дворянстве», «Доходное место» Островского. И множество других сцен. Все прекрасно знали гоголевского чиновника Землянику. И Вышневского в «Доходном месте» – вальяжного, своенравного, начальственного, приударившего за хорошенькой горничной... Но где же бенефициант, где же Сорокин? Его поиском были озабочены лучшие сыщики мира – Шерлок Холмс, Эркюль Пуаро, мисс Марпл.
И вот Земляника снимал, наконец, женский парик, раскланивался Вышневский, терял свою вздорность мольеровский Журден, улыбался приветливо пастор Мардаунт из спектакля «Маленький лорд Фаунтлерой». И Юрий Сорокин выходил на авансцену под восторженный гул публики.
Художественный руководитель театра народный артист России Михаил Салес скромно скрывался за кулисами. Он не выходил с речами и букетами, полагая, что юбилейный актёрский вечер – создание творческое прежде всего, а не официальное. Такие вечера время от времени, редко, но всё же устраиваются нашими театрами. В провинции они – редкость. И когда театр даёт «добро» на такой вечер – это становится событием, страницей, частью истории. Бенефис – то, о чём втайне мечтает каждый актёр. Жаждущих-страждущих столь много, что только дай отмашку, и каждый вечер грозит превратиться в бенефис...
Но случай Юрия Сорокина – особый, что ни говори...
Три цифры сияли на занавесе. 40 лет служения сцене, 60 – со дня рождения и 30 лет отдано Рыбинскому драматическому театру.
Его мама была библиотекарем, папа – работал в Доме культуры. Поэтому маленький Юра дневал и ночевал в городском Доме культуры. Засыпал под звучание хора, пиликанье скрипок, наигрыши гармошки, дробь весёлых частушек...
У отца был замечательный голос. Сильный, лирический. Он заслужил право выступить со своими воспитанниками в Москве, в Колонном Зале Дома Союзов – на всероссийском смотре художественной самодеятельности. Отец был блокадником, рано ушёл из жизни – здоровье было подорвано. Голос отца Юрий Сорокин сохранил на магнитной ленте, и он зазвучал на вечере – чисто, заливисто и пронзительно: «Где найдёшь страну на свете краше Родины моей?..»
Отцовский голос подхватил хор – то был рыбинский хор мальчиков, известный ансамбль «Соколята», во главе с удивительным педагогом Сергеем Шестериковым.
Как и все мальчишки, Юрий был романтиком. Поступил в культурно-просветительное училище в Кимрах, потом работал в драматическом театре помощником режиссёра. Судьбу его решил приезд в провинциальный город на гастроли вместе с театром народной артистки СССР, легендарной актрисы МХАТа, ученицы самого Станиславского Аллы Константиновны Тарасовой. Как говорит Юрий Леонидович, он напросился на разговор. Тарасова была уставшей после спектакля, но, увидев горящие глаза Юрия, согласилась его послушать. Он читал стихи, прозу... Она рассказывала о своей юности, о своих встречах со Станиславским... Она благословила Сорокина на актёрский путь, на артистическую стезю.
– У вас хороший голос, хорошая фактура. Вы созданы для театра. Работайте, всё у вас впереди. Дерзайте!
Он не знал, что такое «фактура», но понял, что его похвалили.
Сыграла ли Тарасова в этом свою роль, кто знает, но вскоре после этой встречи Юрий был переведён в актёрский состав театра в Кимрах. В 1972 году он встретил замечательную девушку Нину, которая стала его женой.
В 1978-м Юрия Леонидовича пригласили в Рыбинский театр, которым руководили в ту пору Игорь Шустерман и Евгений Минский. Он встретился с превосходной актёрской труппой – Евгением Тимофеевым, Валентиной Ширяевой, Михаилом Щербаковым, Ларисой Поздняк, Анатолием Куровым. Уже блистала юная Светлана Колотилова, и сам Сорокин произвёл впечатление – строгий, элегантный, в светлом костюме. Он играл в пьесах Арбузова и Розова, в комедиях Мольера, драмах Гюго, Островского и Гоголя. Когда сыграл главную роль в «Ночных забавах» Виктора Мережко, знаменитый автор, приехавший на премьеру, сказал: «Я повидал множество «Ночных забав», ездил по всей стране. Я совершенно уверенно говорю: «Вы – лучший! Самый лучший в стране...»
Героями юбилейного вечера Сорокина стали и врачи нейрохирургического отделения рыбинской клинической больницы. Это они сумели поставить на ноги Юрия Сорокина после тяжёлого заболевания, отстояли его для сцены.
Ещё актёра поздравляли преподаватели рыбинского лицея № 32. Сорокин – их коллега. 10 лет на сцене лицея ставят пьесы, играют спектакли, проводят вечера. Все эти годы театральным коллективом лицея руководит Юрий Сорокин. Выпускники лицея стали актёрами Рыбинского драматического театра, учатся в Ярославском театральном институте.
Осенью нынешнего года Рыбинский драматический театр приедет в Ярославль на большие гастроли. Тогда и ярославцам представится возможность увидеть и по достоинству оценить творческие работы мастера сцены.