«Сказки Венского леса» – это апофеоз народной музыки Вены и её окрестностей, венчающий целую серию вальсов в стиле лендлера, созданных Иоганном Штраусом-отцом и Штраусом-сыном. Впервые это сочинение было исполнено в 1868 году. Его вальсовые мелодии унесли на своих крыльях далеко за пределы Вены волнующий аромат её живописных окрестностей. Это настоящая симфоническая поэма с широким вступлением и грандиозным финалом. «Сказки Венского леса» – это венская весна, сотни журчащих ручейков, стаи ласточек, возвращающихся из дальних стран вить свои гнёзда, это радость горожан от пробуждающейся весенней природы – запахов и трелей птиц, это вечер и танцы, песни влюблённых... Мелодии вальсов (а их пять), одна лучше другой, переплетаются, чередуются между собой и ликуют в финале, как бы говоря, что жизнь прекрасна!
«Сказкам Венского леса» 140 лет, но они и сегодня сохраняют свою юношескую свежесть и неповторимость. 60 – 70-е годы XIX века – вершина творчества Иоганна Штрауса. Вальсы «Голубой Дунай», «Новая Вена», «Сказки Венского леса», «Венская кровь» закрепили за Иоганном Штраусом титул «короля вальсов». А после созданных им оперетт «Летучая мышь», «Весёлая война», «Цыганский барон», «Принцесса Нинетта» его стали называть и «князем оперетты».
«Вальсы Штрауса – это победное мировое шествие демократических музыкальных форм, оказавших огромное влияние на последующие поколения композиторов всех «рангов» и «направлений»... это музыка, любимая миллионами, живущая среди нас, музыка, заставляющая сверкать наши души и глаза», – писал наш замечательный композитор Исаак Осипович Дунаевский.
Музыка Иоганна Штрауса живёт не только в созданных им танцах, опереттах; прошло уже более ста лет после смерти композитора, а на основе его неувядающей, вечно живой музыки рождаются балеты, фильмы.
Проверку временем выдержал и фильм «Большой вальс», поставленный в США в 1938 году режиссёром Жюльеном Дювивье, с участием Фернана Граве, Луизы Райнер (ныне живущей «легенды кино») и Милицы Корьюс. Картина создана в лучших традициях романтического искусства, она воскрешает яркий образ композитора Иоганна Штрауса, раскрывает истоки его творчества и обстановку, в которой оно протекало. И несмотря на то, что в основе сценария – мелодрама, не имеющая ничего общего с действительностью, фильм не даёт нам ни малейших сомнений, что это вымысел, настолько он пропитан духом штраусовской танцующей Вены в самом высоком значении слова.
Музыкальную обработку музыки Штрауса в «Большом вальсе» сделал американский композитор Дмитрий Тёмкин, который родился в России, окончил консерваторию в Петрограде, общался с молодым Сергеем Прокофьевым и Михаилом Фокиным. Зарабатывал на жизнь, аккомпанируя балерине Тамаре Корсавиной. В 1925 году уехал в США и сделал карьеру кинокомпозитора. Тёмкин был знаком с Фёдором Шаляпиным, давал концерты в знаменитом зале «Карнеги-холл», знакомя американскую публику с сочинениями Александра Скрябина, Мориса Равеля.
За музыку, написанную к фильмам, неоднократно удостаивался премии «Оскар». Её же получили американский оператор Джозеф Руттенберг за работу в фильме «Большой вальс» и Милица Корьюс (тоже русского происхождения) – блестящая исполнительница оперной певицы Карлы Доннер.
Сам же «король вальсов» Иоганн Штраус «подобно Баху и Моцарту достиг в своём жанре вершины. Тут он был непревзойдённым».