Чем же пленила она наших любителей литературы? В её стихах есть то, чего сейчас, именно сейчас, многим из нас недостаёт: незамутнённой, возвышенной, настоящей любви. Хотя в стихах Натальи не заоблачная, а самая что ни есть земная, чувственная любовь. Но как же красиво она переживается автором! Возможно, так же переживали и описывали свои чувства светские барышни прошлых веков, однако у Натальи Пак явно присутствуют нынешние реалии, и потому стихи её более понятны и близки современному читателю, ещё не испорченному новоделом в поэзии, современной пошлятиной, от которой, хочется верить, со временем не останется и следа.
Я с душой нараспашку
За любовью пойду
По чернеющей пашне
И по тонкому льду
– кредо поэтессы Натальи Пак. Её родители – карелы, но не из переселившихся, а издавна обитавших в Тверской губернии. У родителей было трое детей, Наталья – младшая. Старшая сестра Людмила, окончив Калининское торговое училище, уехала на всесоюзную стройку – в Узбекистан. Там в районе кишлака Алмалык были найдены геологами богатейшие месторождения меди, свинца, цинка, кадмия и золота. Началось строительство горно-металлургического комбината, а на месте кишлака вырос большой современный город, в котором до развала Советского Союза проживало 120 тысяч человек, в основном – русские.
Когда Людмила в 20-летнем возрасте трагически погибла, родители поехали хоронить её в Алмалык. Да так там и остались. Понравилось им в Узбекистане. Обилие овощей и фруктов по сказочно низким ценам сыграло не последнюю роль. Через год, окончив педучилище в Торжке, приехала к ним и Наталья. Шесть лет трудилась воспитателем в детском саду, секретарём комсомольской организации цеха содержания и обслуживания объектов соцкультназначения Алмалыкского горно-металлургического комбината (АГМК), а когда вступила в КПСС, – заместителем секретаря парторганизации.
Замуж Наталья Кудряшова вышла в 1975 году, муж – кореец по национальности. Он незадолго до этого похоронил своих отца и мать. Привёл молодую жену в родительскую квартиру в центре города. Отличная была квартира: высокие потолки, толстые стены, в которых даже в сорокаградусную жару было достаточно прохладно, не требовался кондиционер. И вот из этой благоустроенной, шикарной квартиры в середине 90-х им пришлось уехать. А всё потому, что обстановка в Узбекистане накалялась. Из кишлаков к городу шли аборигены с плакатами. Фраза на одном из них выразительная, врезавшаяся Наталье Васильевне в память: «Русские – в Рязань, татары – в Казань, корейцы – в рабство».
Активистов-националистов в город не пропускали, но опасность ощущалась всё острее. Первым уехал Пётр, муж Натальи. Уехал в Питер к её двоюродной сестре. Но что там делать в период жесточайшей безработицы? К тому времени у Петра родной брат уже жил в Ростове, он-то и подыскал ему жильё, какое смог. В одноэтажном частном доме на троих хозяев. Свою треть дома продавали цыгане. Вот у них Пётр и приобрёл грязное, гниющее, дурно пахнущее жилище. Два других хозяина в доме не проживали и не показывались. Лишь со временем удалось выйти на них и выкупить другие две трети дома.
Можно представить себе, какое впечатление, да что там – какой стресс испытала Наталья Пак, когда приехала из Алмалыка к мужу. Немало сил потребовалось от трудолюбивых хозяев, чтобы привести дом в порядок, чтобы в нём можно было нормально жить. Это сейчас в доме чистота, порядок, светло и радостно, а каково здесь было после переезда, Наталья Васильевна без слёз и вспоминать не может. Печь она ни разу в жизни до того времени не топила, да и дров не было. Нашлись «сердобольные», продали им дрова – свежеспиленные тополя, которые никак не хотели разгораться. И первую зиму супруги Пак просто-напросто мёрзли.
Да и работы в Ростове не было. Пётр брался за любую, самую дешёвую и тяжёлую, чтобы хоть сколько-нибудь заработать и принести жене. Через брата в создававшемся тогда, в 90-х, центре возрождения ремёсел познакомился с Александром Коченковым – мастером по дереву. Вместе потом шабашили, исполняли частные заказы: делали и устанавливали рамы на балконы, окна и двери. Мастерскую создали в доме Пак.
Потом встретил Пётр ещё одного Александра, приехавшего из Архангельска. Тот умел делать из дерева легкокрылых птиц счастья. Научил и Петра этому ремеслу. С конца 90-х начали супруги Пак делать этих птиц на продажу, имели небольшой доход. Но не то чтобы надоело, а не стало хватать здоровья на это нелёгкое дело – оставили его. Тем более, что к тому времени Пётр уже работал по своей прежней специальности – кузнецом на железной дороге.
А жена занялась земельным участком, на котором прежде вместо огорода была настоящая свалка – лопату не воткнуть. Наталья весь мусор выбрала, вынесла с огорода, вскопала его, посадила овощи и цветы, разбила фруктовый сад. Но кроме хлама нашлись в её земле и ценные старинные вещи: 13 медных монет царской чеканки, есть даже периода правления Павла I. Нашлась глиняная свистулька, аптечная посуда с царским гербом, солонка Кузнецовского производства, а ещё – чугунный утюг, гирьки и прочие вещи прежних хозяев дома, построивших его в далёком 1904 году. Потомки тех строителей и хозяев дома приходили, посмотрели на него после ремонта, поблагодарили супругов Пак за бережное отношение.
На просторной кухне пьём чай, с Натальей разговариваем и вновь возвращаемся к её творчеству. Первое стихотворение она написала, учась в пятом или шестом классе, вместо сочинения на тему осени:
Осень наступает,
Дождик моросит,
Ветер в трубах воет,
Листьями шуршит.
Птицы улетают
В дальние края.
И зайчик сменит шубку
После октября.
Поэтессой себя Наталья не считала и не считает. Писала стихи для стенгазеты, поздравления друзьям и к праздникам. И лишь потом, намного позднее, стала писать о любви.
В 2006 году, буквально через пару лет после начала творческого процесса, Наталья Пак выпустила первую книжку своих стихотворений под общим названием «Ах эта сладкая любовь...».
Сегодня, когда период трудностей и невзгод позади, Наталья Васильевна выглядит вполне счастливым человеком. Оптимизм, похоже, присущ её характеру. И это замечательно. Это поможет ей создать ещё немало хороших, душевных стихов, сеющих радость и надежду на лучшее будущее.