На вопрос, а почему именно нам выпала честь быть первооткрывателями, Фейертаг ответил:
– Я в Ярославле чувствую себя как дома – езжу сюда с 1971 года, веду все фестивали... и вообще очень дорожу этим «рабочим местом».
Рассказывая о своём литературном детище, Владимир Борисович посетовал: дескать, в Финляндии каждый год выходит по такой энциклопедии, в то время как в России за восемь лет – это всего-навсего второе издание.
– При таких темпах публикации издание на момент выхода из типографии уже автоматически устаревает...
– Но уж вы-то про джаз знаете всё!
Владимир Борисович ловко парирует реплику:
– Когда меня называют знатоком и экспертом джаза, я смеюсь. Джаз настолько многолик, что охватить его просто невозможно. Сегодня всё смешалось в доме джаза: будучи живой культурой, он впитывает все возникающие музыкальные тенденции – рок, этническую музыку, даже попсу, так возникает этно-джаз, джаз-рок, другие ответвления. И хотя всеядность сегодняшнего джаза не всем по душе, я утверждаю: у каждого поколения есть свой ритмический код.
Вообще Владимир Фейертаг – личность уникальная. Музыкант, дирижёр, аранжировщик, теоретик, блестящий лектор-музыковед, незаменимый конферансье, он был автором первой в Советском Союзе книги о джазе на русском языке: эта скромная брошюра вышла в 1960 году. Он же организовал первые в СССР филармонические абонементы, посвящённые джазу – в Ленинграде, Риге, Ярославле, Одессе, Донецке, Великом Новгороде, Нижнем Новгороде. Сотрудничал с Госконцертом, представлял многие зарубежные коллективы, выступал с лекциями о джазе в Германии.
В 90-е годы стал успешным менеджером, организовав ряд гастрольных поездок в Европу и Америку отечественным музыкантам. По его методическим разработкам по истории джаза учатся студенты всех музыкальных училищ страны. Однако наибольшей джазовой высотой в его жизни стала созданная им ассоциация «Интерджаз», под эгидой которой прошло немало интереснейших фестивалей. Словом, как сказали бы «пикейные жилеты» в известном произведении Ильфа и Петрова: «Фейертаг – это голова».
Презентация энциклопедии Владимира Фейертага «Джаз» счастливо совпала с приездом в Ярославль ещё одной джазовой легенды – трубача, флюгельгорниста Игоря Широкова (на снимке). Он олицетворяет целую эпоху отечественного джаза, работал в самых прославленных джазовых коллективах Советского Союза – с оркестром Олега Лундстрема, Феликса Кролла, Игоря Саульского…
– Мне посчастливилось даже целых две недели играть в оркестре самого Леонида Утёсова, – уточняет маэстро.
С начала 90-х годов Игорь живёт в Германии, в Марбурге, но каждый год, весной, изыскивает возможность, чтобы приехать хоть на денёк в Ярославль.
В 1991 году на фестивале «Джаз над Волгой» известный новосибирский музыкант Игорь Широков познакомился с Клаудиа Хельмерс, одной из немногих джаз-вумен, флейтисткой и саксофонисткой. А дальше, как в песне поётся, музыка их связала. После тура по России они вместе уехали в Германию. У них состоялась не только счастливая семья, в которой появились на свет двое замечательных сыновей; они создали великолепную музыку, именно в Европе проявившую настоящие русские корни. На вопрос, насколько легко он, состоявшийся музыкант, вписался в профессиональную среду на Западе, Игорь ответил:
– Я приехал туда с любимой ученицей и женой, поэтому мыслей о том, впишусь или нет, у меня просто не было.
– Но сейчас, концертируя и здесь, и на Западе, вы можете сказать, есть ли разница?
– Безусловно. Там уровень колебания страстей минимальный, всё очень тихо, гладко, спокойно. Здесь же амплитуда буквально космическая.
– Что вам ближе?
– Вы смеётесь? У меня мама сибирячка, отец – донской казак. Но там у меня дом, дети, ученики. Всё сложилось так, как сложилось. Здесь очень искренняя публика, и на концерты приходят те люди, которым по-настоящему интересен и дорог джаз. Там как таковых джазовых клубов нет, есть живая музыка в ресторанах. Звучат в основном стандарты. Люди едят, музыканты играют. Всё достаточно обезличено. Мне такой джаз неинтересен.
На вопрос, к какому направлению относится его собственная музыка, которую он называет коротко – «мелодия», трубач ответил:
– Признаться честно, я не знаю. Джазмены утверждают, что это авангард, авангардисты склонны считать мою музыку джазом. И потом, разве дело в определении?
Дело действительно не в терминологии. Джазовые концерты – вообще явление уникальное. Вот смотрите: ради того, чтобы в течение часа поиграть вместе, в Ярославль приехал трубач Игорь Широков из Германии, один из лучших джазовых барабанщиков России Олег Юданов из Архангельска, компанию им составили молодой, но очень известный московский саксофонист Алексей Круглов и ярославский контрабасист Дмитрий Денисов. Добавим, что концерт вёл сам Фейертаг, а Владимир Борисович – питерский. Да это событие само по себе достойно страницы в энциклопедии, а зрителей в зале – не более ста человек.
В общем, умом Россию не понять. Но это – так, мысли вслух…
Тем же, кому посчастливилось оказаться в нужном месте в нужное время, довелось ощутить потрясающий аромат живой музыки. И хоть знаток Фейертаг настраивал слушателей, что им придётся по ходу концерта разгадывать «угловатые, кроссвордообразные темы», на которые так падок Игорь Широков, мелодии «бывшего, но подданного русского» трубача безо всяких переводчиков находили дорогу от сердца музыканта к сердцу слушателей.