За два дня в центре внешкольной работы на Красном Перекопе со своими программами выступят команды всех районов города – с видеоэкскурсиями по мастерским, защитой ученических творческих проектов, мастер-классами асов педагогики. С одним из них встретился наш корреспондент.
СЛОВО С СЕКРЕТОМ
Учитель технологии Михаил Фёдорович Уткин любит со своими питомцами кое о чём заранее договориться. На дверях его кабинета деревообработки МУК № 1 в Тверицах рядом с табличкой пришпилен лист бумаги с текстом, набранным на компьютере. Договоренности из года в год чуть меняются. Одно из предыдущих обращений Уткина к ученикам, помнится, выглядело так: «Здесь очень трудно. Очень строго. Надо работать. Но интересно».
Суть нового варианта – та же самая: выбирай себе дело по душе и способностям, засучивай рукава, а мы тебе поможем. Только теперь каждая фраза для большей наглядности вынесена в отдельную строку и усилена восклицательным знаком. Слово «надо» исчезло, читаем: «Здесь учатся работать и думать».
В концовке текста «Философа из столярки» – так называлась семилетней давности публикация «Северного края» о нём – есть скрытая интрига. Дело вот в чём. Когда на телевидении обсуждались первые итоги введения в вузах ЕГЭ, единого государственного экзамена, одна «мама из Казани» предложила увеличить время тестирования с четырех часов хотя бы до пяти-шести. Похожий на отповедь ответ госчиновника был столь выразительным, что учитель Уткин его наизусть запомнил прямо у экрана. Если мы, объяснял замминистра, увеличим время на экзамен, то ученик может догадаться, какой ответ правильный, а мы с вами проверяем «сумму накопленных знаний, а не умение думать».
Ярославец Михаил Уткин, награжденный недавно, и как раз на министерском конкурсе лучших учителей России, президентской премией, немного не так понимает свою учительскую задачу. Вот и решил вступить с Москвой в негласную полемику – вывесил на дверях столярки обращение к ученикам, с упором на слово «думать».
Самый стыдный упрёк Михаила Фёдоровича лентяю и неумехе в этих стенах такой: «Что же ты не подумал-то, а?» Голоса не повышает, но тем хуже тому, кто проштрафился, не знает, куда глаза девать. Как важны для человека, берущего в руки рубанок и стамеску, исправно работающие мозги, Михаил Фёдорович о том целый трактат написал – напомнил подзабытые азы национального ремесла нашей великой лесной державы. У самого-то любимое занятие было – дрова колоть. Столярка, шутит, у него в генах. В середине 90-х удивил всех тем, что, имея диплом политеха, закончил профтехучилище по специальности деревообработка.
РУБАНОК ПОД
УПРАВЛЕНИЕМ ЛЮБВИ
Открываем распечатку его законченной ещё лет пять назад, но так до сих пор и не изданной книги «Раздумья учителя» с впечатляющим грифом Российской академии образования. По одному оглавлению можно представить себе, какие высокие энергии подпитывают того, кто решил всерьез заняться древним ремеслом: «Искать себя», «Обретение мира», «О творчестве», «О гордости и любви».
Почитаем раздел «О строгании древесины». В первой же строке ставит ученикам задачу: «получение идеальных поверхностей» – ни больше ни меньше. Грани выточенной рубанком шестигранной указки (точность размеров – до 0,5 микрона) должны быть зеркально гладкими и без ошкуривания.
Дальше автор рассказывает о том, что «недостаточно отражено в литературе, но имеет практический интерес». Объясняет, как устойчиво расположить заготовку на верстаке, как рубанок правильно настроить, каким должно быть давление на него руки.
Несколько абзацев посвятил своему любимому инструменту – стругу, сделанному из обломка старого серпа. Обрабатывают им фигурные ножки табуреток и стульев, топорища, стильные рукоятки ложек, вообще фасонные детали.
Всё это в столярке Уткина – общедоступная повседневная практика. Постояли мы возле изукрашенной резным кружевом, похожей на церковные святые врата витрины, посмотрели, на какие чудеса способны его питомцы. Чего стоит хотя бы цепочка, выточенная из одного куска дерева. Все эти кружева – шкатулки, табуретки, ложки с витыми рукоятками – хоть сейчас на ярмарку народных мастеров.
Не отходя от витрины, мы с Михаилом Фёдоровичем слегка пофилософствовали на темы педагогики. Если рынок требует от мастера владения навыками, исполнительства «на потоке», то сама жизнь – мысли творческой, не позволяющей твоему ремеслу становиться унылым повторением пройденного. Есть такое неприятное свойство у «навыков», и потому Уткин типовое понятие «ЗУН» («знания, умения, навыки») превратил в авторское «ЗУТ», где вместо «навыков» – творчество, а оно, ясное дело, привилегия людей думающих.
Отдачу от подобного инакомыслия получают не только Михаил Фёдорович, но и его единомышленники в команде педагогов – ас автослесарного дела, золотые руки Вадим Калашников, педагог-психолог, сотрудник филиала МУК – центра «Выбор», неизменный автор сценариев ролевых игр «Дорога в будущее» Ольга Запольская, замдиректора Наталья Володько, швея и модельер, руководитель учебного «Театра моды».
Их стараниями госэкзамены по основным предметам «Технология» и «Трудовая подготовка» больше половины выпускников предпочитают сдавать не по билетам – защищая творческие проекты. А это уже сдвиг в нужном направлении.
ЭТА ЛУКАВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Чтобы грань той фирменной указки сверкала на солнышке, как волжская вода в апреле, от резчика, по Уткину, требуются не только умелые руки в услужении у ясной головы, но и мир, тишина в собственной душе. Если с педагогом полный порядок, то эта благодать просто передаётся от сердца к сердцу в общении на занятиях, да и где угодно, образно говоря, по беспроводной связи.
Для того, чтобы пополнить собственный миротворческий ресурс, Уткину, многоопытому туристу-воднику, теперь не обязательно ездить в любимую Карелию, восседать там на бережку у костра под звёздами в хорошей компании или в полном одиночестве, какое он предпочитает называть уединением.
Для перезарядки ему иногда достаточно побродить по милым Тверицам налегке или с фотокамерой, купленной, кстати, на деньги из президентской премии. Поглядеть, как слепяще искрит волжская вода, как драгоценной кисеёй повисает заиндевелая метёлка обыкновенного болотного дягеля. Потом об искусстве смотреть и видеть рассказывает ребятам с альбомом в руках на занятиях по фотоделу.
Только вот беда: оно, как и резьба по дереву, в почти безразмерном нынешнем перечне образовательных услуг комбината задвинуты в дальний угол и стоят рядом с факультативами и дополнительными программами, через запятую с лёгким жанром вроде предмета «Создай себе имидж причёской» или «Занимательной социологией».
Ставка – на основы технологий. Кто бы возражал. Только вот прошли времена, когда десятиклассники имели на деревообработку 200 часов в год. Сейчас – в разы меньше. И чтобы успеть толково преподнести основы да ещё и связать их со смыслом жизни, надо быть таким уникумом, как Уткин, умеющий подружить коня и трепетную лань, очеловечить и одухотворить, попросту говоря, любую деревяшку.
Выражения «умей жить» нет в его лексиконе, трезвый практицизм он тихо презирает. В слове «удача» в его трактовке нет никакой мистики, оно однокоренное с глаголом «удалось» – постарался и удалось. Философия у него простая и ясная: «Найди себя в жизни честной, доброй и радостной». А спроси его самого, зачем живёт, ответит с ходу: дескать, для жизни и живёт, она дар божий и сама себе цель.
Голая технология нехороша тем, что бездушна. Михаил Фёдорович каждый день видит собственными глазами в кабинете исполосованные и исцарапанные столешницы верстаков. Не успевает никого за руку поймать, скоблят и скоблят втихую. Трудовое воспитание в советские времена от и до было на идеологии, и оно нам не пример для подражания. Но столы были в порядке, ребята по себе знали, что, каким трудом даётся, и вещи берегли.
Вот и получается, что технология как учебный предмет, по словам Уткина, «материя лукавая». Если это не труд для людей, и с любовью, то так называемая «технологическая культура» может запросто обернуться блефом и анекдотом. Михаил Фёдорович любит повеселить коллег цитатой из учебника по этому предмету. Задание на дом: заключить трудовое соглашение с родителями на выполнение домашних обязанностей. Так смешно, что плакать хочется.
ЗА ИДЕИ У НАС НЕ ПЛАТЯТ, ИХ КРАДУТ
Что жизнь у нас держится на нормальных людях, на хлеб насущный зарабатывающих трудом и талантом, а не на зубастых-клыкастых и с пухлыми кошельками, ребятам в этих стенах внушают каждый день. Хотя действительность на каждом шагу показывает козу такому идеальному взгляду.
– В чём мы остаемся несовременными, – начистоту признаётся директор МУК № 1 Надежда Николаевна Чичагова, имея в виду педагогов, – так это в том, что никак не научимся деньги зарабатывать.
Говоря так, наша собеседница имела в виду прежде всего своего зама Володько. Из полутора сотен моделей женских трикотажных костюмов ни одного не продала. Всё раздарила по родным и знакомым, авторские секреты тоже раскрывает на чистом интересе, бесплатно.
Директор ведёт разговор жёстко: где-то, дескать, идеи покупают, а у нас их крадут. Привела пример из собственной практики. Вчерне давно обдумала проект «школы полного дня», когда с утра дети занимаются общеобразовательными предметами, а после обеда общаются с людьми, в своём деле состоявшимися. Пока раздумывали, какую нормативную базу подвести под оригинальный замысел, первые школы полного дня не у нас появились – в столице нашей Родины.
К деньгам у Михаила Фёдоровича отношение тоже сугубо философское. Выдохнул, руками всплеснул, посмотрев через реку в сторону Загородья, где у нынешнего волжского автодорожного моста стоял отцовский дом и где сам Михаил на свет появился:
– Эх, было бы много денег, скольким бы людям помог.
Подумал и добавил:
– Выстроил бы по обе стороны моста церкви в память снесённых перед войной храмов Никольского и апостолов Петра и Павла.
Про «много денег» тему закрыл афоризмом. Продекламировал: «Богат не тот, у кого денег много, а у кого их хватает».
А вот как липка обобранным ему быть доводилось, и не раз. Ещё до того, как исключительно по зову души лет пятнадцать назад обнаружил он в себе педагога, известен был Михаил Уткин как инженер-конструктор, с не одним десятком свидетельств на изобретения. На моторном заводе бракованные статоры до сих пор восстанавливают по его технологии.
Так вот замысел формовочной машины у него беззастенчиво «позаимствовали». А один очень расторопный знакомый на рацпредложениях Михаила Фёдоровича, а их было не меньше сотни, диссертацию защитил.
Дело прошлое, но та горькая наука философу из столярки впрок пошла. Ведёт у старшеклассников «Творческую лабораторию». Учит ребят проектировать, и не только на инженерном или бытовом поприще, но и собственную жизнь по тому же, с воззвания на дверях кабинета, испытанному временем универсальному принципу «думай».
По секрету сказал, что нечаянно изобрели в лаборатории... «объёмное телевидение» и, судя по всему, даже не шутил. Ноу-хау держат за семью печатями. Очень не хочется, чтобы с таким количеством чернухи и рекламной чуши на экране новшество служило презренной суете сует.
В этом месте наш герой грустно улыбнулся:
– Раньше времени сболтнёшь, украдут ведь.
К городскому фестивалю Михаил Фёдорович готовился с душевным трепетом. Видимо, подпоёт коллегам и новый гимн их альма-матер во славу «простых романтиков». А с мастер-классом точно выступит. Ничего ему учить наизусть не надо, дам, говорит, обыкновенный урок.
Материалы у него всегда под рукой, в смысле, в компьютере. Те самые «Раздумья учителя» со сквозной мыслью: главное – не кем быть, а каким быть. Вторая книга «Встречи. Духовный опыт» тоже неопубликованная. Учителя читают в распечатке, передавая её из рук в руки.