Петь он начал в детстве, хотя в семье этим никто не увлекался. В школьном хоре его выделяли как подающего большие вокальные надежды. Руководитель хора как-то сказал ему: «Хочешь петь как Энрико Карузо, несколько лет молчи». Корнилов молчал даже больше, а когда стал студентом, вновь начал петь в самодеятельности. И хотя специальность «экономика», которую он выбрал, была очень далека от вокала, его не покидала мечта когда-нибудь спеть Ленского.
Но для этого над голосом надо было работать. Он искал своего педагога, чтобы открыть тот творческий потенциал, который с детства в себе чувствовал. Но с преподавателями не везло, и мечты оставались мечтами. Потом опять замолчал Владимир Ильич на целых 13 лет: увлекла политика. Но всё изменила встреча с композитором Ириной Степановной Куницыной, ставшей не только его концертмейстером, но и тем педагогом, которого он столько лет ждал.
Ирина Степановна вернулась в родной город, только когда вышла на пенсию. Она – выпускница училища имени Собинова. Из Ярославля уехала учиться в консерваторию, затем – аспирантура в Москве, учёба на международных курсах. Она много лет преподавала в Краснодарском институте искусств, а в 2001 году всё-таки приняла решение вернуться в родной Ярославль. Здесь её и свела судьба с Владимиром Ильичом Корниловым. Зная, что он много лет возглавлял коммунистическую организацию, поставила условие:
– Договоримся, никакой политики, только музыка. Творчество не терпит половинчатости. Пианист ласкает клавиши, скрипач – скрипку, певец любит свой голос. Без этой любви нет искусства.
Владимир Ильич не только согласился, но и беспрекословно выполнял все советы строгого педагога. Она научила его чувствовать стиль, входить в образ. И сама с удивлением отмечала, с каким упорством он занимается, не останавливаясь, пока не достигнет результата. Владимир Ильич признаётся:
– Только когда мне было уже за 50, я почувствовал, что мой голос чего-то стоит.
А как только возникло это чувство, пришло и желание выступить перед зрителями. Русская народная песня, старинный русский романс, советская песня – концерт за концертом они начали давать, приглашая бесплатно всех желающих. За несколько лет регулярных выступлений собрали своих зрителей, ставших им настоящими друзьями.
Нынешний концертный сезон был посвящён трём великим мастерам русской вокальной школы – Собинову, Шаляпину и Лемешеву. Все они в этом году – юбиляры: 135 лет минуло со дня рождения Собинова и Шаляпина и 100 лет – со дня рождения Лемешева. К сожалению, тех, кто помнит эти имена и даты, остаётся с каждым годом всё меньше.
– За организацию цикла «Выдающиеся мастера русской и советской вокальной школы» заставила взяться боль за состояние нашей вокальной культуры, – говорит Владимир Ильич. – В день 70-летия Владимира Высоцкого по всем каналам шли программы о нём, с утра до ночи. Я никак не умаляю его заслуг, это хорошо, что Высоцкого помнят и любят. Но 13 февраля, когда исполнилось 135 лет Шаляпину, только по каналу «Культура» о нём прошла двадцатиминутная передача. А ведь по вкладу в русскую и мировую культуру эти личности несопоставимы. 25 февраля исполнилось 130 лет Энрико Карузо. Ни слова нигде. Люди нашего поколения, даже если не были приобщены к вокалу, знали многие музыкальные произведения. В каждой квартире была одна и та же чёрная тарелка – радио, но как много было разных познавательных передач о музыке, о культуре! Разве я могу теперь своих ребят винить за то, что они не знают, кто такой Лемешев? В следующем году – юбилейные даты у Козловского и Обуховой, хотим их вспомнить. Один из концертов посвятим Павлу Лисициану, ведь такой красоты баритона на нашей сцене больше не было, а имя его тоже оказалось забыто. Надо дать зрителям возможность услышать и подлинный голос певца. В этом нам обещает помочь музей Собинова, в фонотеке которого есть пластинки этих исполнителей.
Директор Дома-музея Л. В. Собинова А. В. Аносовская тоже стала участником этих просветительских вокальных проектов. Она ведёт все концерты, рассказывая зрителям о жизни и творчестве великих певцов прошлого:
– Огромное число людей оказалось за порогом филармонии, в первую очередь по финансовым причинам. На хорошие концерты билеты стоят немалых денег. Зритель старшего поколения воспитан в советские годы на фразе «Искусство принадлежит народу». Вот они и живут с сознанием того, что искусство в их жизни должно быть. Да и что для человека может быть естественнее, чем слушать музыку? Эти зрители знают почти все тексты исполняемых песен, романсов, а иногда и арий. Посмотрите на них во время концерта – их губы шевелятся, они внутренне подпевают исполнителю. Живой голос, музыка – это не сравнимое ни с чем эмоциональное общение. В зале возникает удивительная атмосфера единения артиста, музыки, зрителей, рождается то, что принято называть творческой благодатью. При нынешней агрессивной музыкальной среде нужны именно такие концерты.
Трудно не согласиться, что именно сейчас мы нуждаемся в таких концертах – с живым пением и живым рассказом. Вот только поддержки этот удивительный ансамбль талантливых и бескорыстных людей ни от кого не получает. Все их концерты – бесплатные. Ирина Степановна убеждена, что музыку, как божественное явление, ниспосланное свыше, нельзя продавать. Владимир Ильич тоже не любит и не умеет обсуждать денежные вопросы:
– Я не могу так: «Я вам спою, а вы дайте мне денег».
Каждый концерт обходится ему в 1500 – 2000 рублей, что для преподавателя – сумма немалая. Залы университета и Дома офицеров для концертов ему предоставляют бесплатно – из уважения к таланту.
– По наивности мы сначала разослали письма нашим ярославским олигархам, попросили помочь, но никто из них даже не ответил, – говорит Владимир Ильич.
Наверное, не вовремя обратились. Им бы к предвыборной кампании подгадать, когда все эти олигархи проявляют трогательную заботу о людях. Но, к счастью, никакие материальные трудности не влияют на звучание голоса и фортепьяно, не нарушают больших планов артистов, уникальных не только своими творческими возможностями, но и благородством души. И тут атеист Владимир Иванович Корнилов должен признать – дух в жизни все-таки первичен!