Всякий знает, спешит она на помощь к каждому знакомому или нет. К примеру, с Галиной Михайловной Глазыриной, преподавателем Костромского технического университета, купившей в Левашове небольшой домик, Нина Павловна познакомилась так: проходила мимо, видит – женщина городская на приусадебном участке что-то посадить пытается, подошла, заговорила, помочь предложила. Много лет прошло, а Галина Михайловна эту встречу вспоминает – не каждый из нас способен к чужому человеку первым обратиться.
Родом наша героиня из деревеньки Тюньба, что под Красным Профинтерном. Отец её в Отечественную погиб, а в семье было пятеро ребятишек – три сестры и два брата. Жили голодно, трудно. И братишки младшенькие ещё в войну умерли. Но и трое детей для вдовы – ноша тяжёлая. Поэтому Нина с самого раннего детства по чужим людям в няньках ходила. За какое-нибудь пропитание.
А в 16 лет устроилась на Красном Профинтерне в «Заготзерно» грузчиком. Не помнит, по какой причине, но почему-то здесь ей никак не выдавали паспорт – краснокожую книжицу советского гражданина. Так без паспорта в Ярославль и уехала и поступила прислугой в состоятельную городскую семью. Лишь через два года хозяйка помогла деревенской девушке документ нужный выправить.
Потом Нина работала закройщицей на «Североходе», доводчицей на клапане на заводе топливной аппаратуры. Микронная ручная работа. Очень тяжёлая. Но у тюньбовской девушки с самых первых дней отличные детали получались...
Нина Павловна смеётся:
– Я, как Алла Пугачёва, в четвёртый раз замужем. Словно в песне «Как хотела меня мать да за первого отдать, а тот первый парень был неверный...» И так далее и тому подобное. Для себя за такое количество браков уяснила одно: чем больше ходишь за мужиками, тем они меньше тебя уважают.
От первого брака сын у неё, а потом всё вдовцы попадались. Но она лёгкой жизни никогда не искала. И второй раз замуж пошла на двоих детей. Полтора года отлично прожили, словно в сказке, а потом запил благоверный. Жаль было бросать двух его дочек, умницы такие они и красавицы. А доброхоты ей в ухо нашёптывали дружно: «Отец не жалеет родной, а ты почему должна жалеть?»
А третий супруг бездетным был и не пьяницей, но жадным оказался. Зарплату не отдавал, а всё норовил за счёт супруги прожить.
В последний, четвёртый раз вышла Нина Павловна замуж в 47 лет и опять на двоих детей. Не всё сразу в семье сладилось. Даже разбежались на полгода. Но всё же последняя и взаимная любовь у обоих над другими чувствами верх взяла.
А познакомились они в колхозе, куда Нину Павловну от предприятия направили. Знакомые опять пытались отговорить её от решения выйти за вдовца: «Все ищут где полегче, а ты – где труднее!» Но любые убеждения были в этот раз бесполезны – полюбила Нина своего Борю сильно.
– Однажды шла я к подруге в деревню за шесть километров, – вспоминает женщина, – увидела в поле васильки, сорвала два. Красивые, как Борюшкины глазки. Я тогда от счастья всю дорогу пела!
Переехала в Левашово к мужу. Купили корову, поросят, телят и куриц выводок. Корова дойная оказалась, так Нина Павловна молоком не только своих двух кошечек потчевала, но и всех соседских пушистиков, которые, как только доить бурёнушку новоявленная селянка отправлялась, стайкой собирались на её крылечке и терпеливо ждали угощения.
К Нине Павловне, как на дачу, много лет подряд приезжала на лето московская художница Любовь Гудкова. Она же в местном Доме культуры выполняла роль добровольного театрального режиссёра. Поставила спектакли «Алька», «Последний срок», «И пришло утро»… Главные роли – Анисьи, Цыганки, Варвары – в них играла наша героиня. Левашовская самодеятельная труппа гастролировала по окрестным санаториям и даже в Москве на смотре народного творчества побывала.
А в 63 года начала Нина Павловна рисовать. Взялась за кисть сама, без каких-либо учителей и подготовки. Первая её работа называется «Домик в мальвах». Когда смотришь на картины Мухановой, убеждаешься в том, что талант действительно от Бога, и только от него. Потому что есть художники, не одну академию искусств окончившие, а их произведения холодны и никаких чувств у зрителя не вызывают, хоть и выполнены по всем канонам живописи.
Возможно, про картины Нины Мухановой эти мэтры живописного дела сказали бы: «Бездарная мазня!» Но простой зритель чувствует исходящее от них тепло и добро автора. Слегка наивные, но до того трогательные, что хочется на них смотреть и смотреть, заряжаясь положительной энергетикой народного мировосприятия. Самого правдивого, правильного и немножечко детского.
Работать над своими пейзажами художница начинает обычно в половине четвёртого утра, пока никто не мешает. Нравится ей воссоздавать в них красоту родной природы в рассветные часы. Краски в это время не аляповатые, не броские, нежные. В прошлом году за участие в областном конкурсе народных талантов «А вокруг тебя Ярославия» за свою картину «Некрасовская церковь «Утоли Моя Печали» Нина Павловна получила диплом лауреата.
А частушки какие забористые сочиняет она! Потом их с удовольствием поют левашовские женщины: «Три недели нету бани, нам печного не везут. Они ждут, когда, наверно, по нам воши поползут!» Это в адрес сельских коммунальщиков.
А кроме того, Нина Павловна – мастерица на все руки: вяжет детские платьица и кофточки, салфетки и пинетки, печёт вкуснейшие пироги по рецепту своей бабушки, угощает ими многочисленных гостей. И цветник вокруг дома изумительный по красоте первой в Левашове развела. Уж потом, на неё глядя, многие селянки-соседушки тоже всерьёз цветоводством занялись.
– Утром выйду во двор, посмотрю на цветы, – признаётся Нина Павловна, – красота такая! И так хочется жить, рисовать, любить…