Не знаю, скольким зрителям были понятны специфические музыкальные термины, которыми бойко сыпала Надежда Георгиевна – «тембральный окрас», тесситура (основной диапазон голоса или инструмента), вибрация, – но восторженные зрительницы, сидевшие в зале, азартно мычали и рычали, старательно пропевали арпеджио... словом, повторяли все предлагаемые со сцены упражнения для голоса. Впрочем, любое произнесённое Надеждой Бабкиной слово воспринималось доброжелательным залом на «ура». А уж реплику казачки Нади о том, что она «единственный человек, который может любому правительственному чиновнику сказать правду», и вовсе утонула в аплодисментах.
– Однажды меня спросили, как я отношусь к фонограмме, и я ответила – хорошо. На уточняющий вопрос, а буду ли сама петь под фонограмму, ответила – обязательно. Гробовая тишина! И никто не поинтересовался, почему я так отвечаю. Во времена Советского Союза концертные площадки были оснащены такой великолепной аппаратурой, что артисты, наслаждаясь, пели «живьём» и пели так, что тысячные залы содрогались. Сейчас дельцы от культуры стараются экономить на аппаратуре, и артисты, пытающиеся работать честно, после концертов буквально связки выхаркивают и лечатся потом месяцами... А деньги, выделенные на приобретение аппаратуры, потом кто-то в карман положит. Когда я прямо говорю об этом, на меня госчиновники глаза выпучивают так, как будто сами они на другой планете живут. Ну да ладно, давайте лучше петь...
Надежда Бабкина окончила Астраханское музыкальное училище, «Гнесинку» сразу по двум специальностям – «руководитель народного хора» и «сольное народное пение», а также высшие режиссёрские курсы при ГИТИСе. Ансамбль «Русская песня», организованный ею в 1974 году, сегодня насчитывает уже семь поколений, в нём – девять разных творческих коллективов, начиная от детской студии для талантливой детворы от трёх до 14 лет.
«Русская песня» – ансамбль всегда экспериментальный, всегда на гребне волны. Надежда Георгиевна с удовольствием вспомнила, как давным-давно именно по её инициативе один народный умелец, специализирующийся на изготовлении ...кольчуг, сделал для музыкантов самодельные мобильные микрофоны: «на шею одевался стальной обруч, на нём крепилась стойка с микрофончиком, провода были спрятаны в специальный холщовый мешочек, который гармонировал с костюмом...»
– Сейчас, когда у любого телевизионного полуфабриканта есть любая аппаратура, про эти самоделки и вспоминать смешно, но тогда это был настоящий прорыв, который позволил нам двигаться по сцене и завоёвывать любое пространство. Ни у кого этого не было!
Надежда Бабкина не терпит слово «попса», говорит, что ставить на одну ступеньку всех артистов, которые работают в популярном жанре, – просто кощунство.
– Одно дело, когда попсой пренебрежительно называют выпускников бесконечных «фабрик». Но Лев Лещенко, София Ротару, Иосиф Кобзон, Алла Пугачёва, наш ансамбль «Русская песня» – это тоже артисты, работающие в популярном жанре! Мы – не попса! Когда я начала позиционировать русскую песню как жанр, интересный абсолютно для всех категорий слушателей, а не только для любителей народной песни, мне говорили: «Бабкина – ты сумасшедшая!». Да, я – сумасшедшая, но в хорошем смысле этого слова.
– Вы много ездите по стране, достаточно хорошо представляете себе жизнь российской глубинки. Есть ли отличия между столичными и провинциальными артистами?
– В Москве все быстро становятся борзыми, наглыми и агрессивными. И тебя провоцируют на это. Намеренно доводят до состояния, когда ты вынужден обороняться, и смотрят – как ты держишь удар. В провинции, слава богу, этого нет. Здесь людям ещё свойственны скромность и приличие. Я вижу много преимуществ в провинции, вижу как артистка, руководящая своим коллективом уже много лет.
– Вы постоянно меняетесь...
– У меня в репертуаре шестьсот с лишним песен, но время ведь идёт. Нужно ощущать его дыхание на себе. Да, песни мы поём «тамошние», давешние, но в современной обработке, и если они сегодня воспринимаются публикой, значит, «модненький сарафанчик мы надели»?! На меня иногда смотрят и спрашивают: «А где ваша коса?». Да это не проблема, я могу заплести косу и сегодня. Но я хочу быть и другой – это время диктует. Сейчас другие информация, энергетика, возможности, и те, кто не принимает эти условия, остаётся в хвосте.
Придуманный Надеждой Бабкиной всероссийский фестиваль-марафон «Песни России», длящийся второй год, первоначально был рассчитан на четыре года, но оговаривалась и пролонгация этого проекта до десяти лет.
– Это наша лепта в формирование сегодняшней культуры страны. Сейчас мало размышляют о культуре, к сожалению, и почему-то предпочитают обсуждать культуру и искусство как единое понятие. Это не так. Культура – это и нравственность, и воспитание, и образование, и научные открытия, и искусство, и экономика... Но начинается всё с внутренней культуры человека – в быту, в профессии, в отношении к людям, к своей стране. Только тогда экономика станет не голыми цифрами на бумаге, а «взаправдашней», реальной. Этническую культуру каждой нации в многонациональной стране России надо поддерживать на государственном уровне. Нашим народным избранникам, к сожалению, это надо вдалбливать. Но я – не отступлюсь. Это была, есть и будет моя железная позиция, не будь я – Надежда Бабкина.