– Ни один нормальный человек сегодня не возьмет с полки Шеридана и не станет читать для своего удоволь-ствия, – начал беседу Владимир Георгиевич.
Оптимистично, нечего сказать. Но если серьезно, то главреж уверен – зрителям будет интересно открыть для себя эту часть мировой драматургии. Часть очень любопытную, неожиданную, о которой мы знаем мало.
– Не хочется замыкаться только на русской классике – на Островском, Чехове... – замечает Владимир Боголепов. – Шеридан – сатирик, и это, конечно, может отпугнуть зрителя. Как писали в советской критике (Владимир Георгиевич открывает увесистый том): «Именем Шеридана завершается один из периодов развития английской демократической комедии...» Но такая комедия невольно совпадает с демократическими (или псевдодемократическими) реалиями нашего времени.
Несмотря на то, что литературоведы зачислили Шеридана в реалисты, этот автор достаточно парадоксален, а потому вполне интересен для зрителя, а уж тем более – для актеров. «Соперники» – комедия, но доведена она до гротеска, значит, есть что играть.
Анатолий Бейрак, рискнувший выбрать для постановки английского классика, уже запомнился ярославцам своими работами. Им поставлены «Танго» и «Загнанная лошадь» на камерной сцене, а одна из последних премьер – спектакль «Два веронца».
Две роли в спектакле режиссер отдал заслуженным артистам России Валерию Смирнову и Ирине Чельцовой. На остальные пригласил молодежь. Ольга Старк и Людмила Пошехонова играют кузин, находящихся, как и положено молодым девушкам, в состоянии пылкой влюбленности. «Героев их романа» воплощают Илья Коврижных, весьма раскрученный после выхода на экраны «Штрафбата», и Семен Иванов.
Спектакль очень музыкальный благодаря композитору Ирине Кузнецовой. Актерам предстоит довольно много петь, причем иногда и без микрофонов. Московская художница Татьяна Терентьева, приглашенная к нам не в первый раз, дополнила красивое звучание красивой картинкой. Яркое оформление и парадные костюмы героев весьма соответствуют облику ярославского театра.
– В чем-то это даже бутафорская вещица, – говорит Владимир Боголепов, – красивая жизнь якобы английского театра.
Как и недавняя премьера Волковского «Бешеные деньги», новый спектакль про них же – про презренные бумажки, которые стали в общем-то одной из главных тем всей сегодняшней России. Только на этот раз речь пойдет о странных деньгах.
Главная героиня Лидия (Ольга Старк) до безобразия богата. «Я могла бы заплатить половину национального долга Англии», – заявляет она. Но если б счастье было только в деньгах! У Лидии есть мечта – стать наконец... бедной. Жить с милым в шалаше, будучи предварительно похищенной и тайно с ним обвенчанной. Вот оно, счастье. Правда, воплощению мешают деньги. Капитану Абсолюту (Илья Коврижных), влюбленному в такую экстравагантную особу, приходится выдавать себя за бедного прапорщика, чтобы завоевать расположение Лидии.
В какую сторону развернет закрученную пружину интриги – до самого конца догадаться практически невозможно. Хотя зрителям не возбраняется попытаться предсказать финал.