Хочется отметить, что общественное обсуждение и записи в книге отзывов о конкурсе – это две большие разницы, как говорят в Одессе. Размещение такого важного для города объекта, расположенного в таком ответственном месте – рядом со Стрелкой, местом основания города, требует тщательной проработки, внимания и контроля специалистов – архитекторов, художников, скульпторов, ландшафтников, дизайнеров, историков.
Площадка для размещения памятника была определена конкурсной комиссией по итогам первого тура – на нижней Стрелке, в буферной зоне исторического центра Ярославля, включённого в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Хотелось бы, чтобы оба проекта, вышедшие в финал конкурса, прошли специальную экспертизу на предмет соответствия закону об охране памятников и регламентам проекта зон охраны памятников истории и культуры Ярославля. Также хотелось бы получить мнение о конкурсных проектах специалистов кафедры ЮНЕСКО, расположенной в Ярославле.
Я считаю, что главная задача авторов проектов памятника к 1000-летию Ярославля – как можно корректнее вписать его в историческую среду, не нарушая панорам города и не оказывая отрицательного влияния на условия обзора.
Эта задача абсолютно не решена в обоих проектах. В настоящее время со Стрелки открывается великолепный вид на ансамбль в Коровниках, и ставить современную градостроительную доминанту четко перед ним просто недопустимо. На одном из вариантов перед ансамблем размещается 70-метровая (это высота около 23 этажей) конструкция с лазерной подсветкой. А на другом – устанавливается памятник высотой до 23 м (примерно с 7-этажный дом) в виде обелиска или очередной стилизованной «ракеты». Эти объекты перекрывают ансамбль в Коровниках, «спорят» с ним.
Вторая ошибка, на мой взгляд, касается только одного из вариантов проекта памятника – это грубое искажение ландшафта склонов Стрелки.
В настоящее время на мысе Стрелки расположены две лестницы, простые, самомасштабные склону. В одном из проектов мы видим мощное сооружение, искажающее ландшафт склона Стрелки с большой промежуточной площадкой (сценой) и висящими в воздухе лестницами.
В другом варианте полностью открытый зелёный склон, привычный взгляду, превратился в совершенно безумное сооружение, представляющее сплошной каскад лестниц!
Говоря только о градостроительных аспектах конкурсных проектов и намеренно не останавливаясь на характере пластической проработки скульптурных групп памятников, я хотела бы отметить, что они выполнены талантливыми скульпторами. Но место размещения окончательно не найдено и даже случайно.
Главная скульптурная группа – Ярослав Мудрый с дружиной – стоит спиной к зрителю (относительно видовой площадки на верхней Стрелке). Ощущение, что обе скульптурные группы просто механически перенесены с других площадок, предназначенных для них еще на первом туре конкурса: Ярослав Мудрый перебрался с моста в Подзеленье, а мишка – от «Белого дома» у часовни Александра Невского.
Уходя с выставки в невеселом раздумье, я почему-то вспомнила самолёт, который более 25 лет назад стоял на нижней Стрелке. Тогда власти города, поразмыслив, все-таки нашли мужество демонтировать этот «памятник». Неужели мы снова наступим на те же «грабли»?
Не лучше ли перенести памятник 1000-летию в другое место, например на въезд в город. Это был бы отличный, уместный знак, визитная карточка города. И ярославцы сказали бы за это спасибо. Да и исторический центр остался бы невредим. А это, согласитесь, самый ценный подарок нашему древнему городу к его 1000-летию.