Правда, всемирно известная арт-группа заставила-таки принимающую сторону поволноваться. За кулисами любые пути доступа к артистам были загодя перекрыты так, что и мышь не проскочит. Но элегантные охранники при галстуках скучали до самого вечера, потому как сторожить им было некого. Величественный транзитный автобус с затемнёнными стёклами, целый отель на колёсах, прибыл к служебному ходу филармонии за каких-нибудь часа полтора до начала концерта «Аллилуйя любви» и акустическая репетиция в Собиновском зале, где гости не пели ни разу, шла прямо с колёс, в стиле блиц. Каждый успел попробовать голос, певцы показали, что временем дорожить умеют, и начало концерта было задержано «всего-то» минут на двадцать.
А вот у их технического персонала времени в запасе оказалось с лихвой. Шоу – со многими световыми эффектами и ложи на галёрках были заставлены прожекторами, посредине партера хлопотала бригада звукооператоров – у пульта, перекрывшего у них за спинами с десяток кресел, как потом выяснилось, с проданными организаторами гастролей местами. Готовым к подобным неожиданностям билетёрам пришлось показывать чудеса находчивости, чтобы быстро рассадить народ, избежав скандала.
Между тем один из звуковиков со знанием дела солировал у микрофона, по-птичьи прищёлкивая языком, издавал звуки, похожие на львиное рычание, как ни в чём не бывало кричал на всю филармонию что-то вроде «эй!» и «ого-го!». Между прочим, сам того не ведая, приоткрывал нам один из секретов успеха последних шоу-программ арт-группы.
Замечено не нами, она всё больше даёт крен в сторону популярной эстрады, всё нужнее хору Турецкого, в 1989 году рождённому в храме, записанный заранее аккомпанемент, а для ее «Десяти голосов, которые потрясли мир», всё важней его высочество микрофон.
Сейчас разве что в записи или где-нибудь на клубных или корпоративных вечеринках можно услышать их бесподобное а саpello, такие разные по стилю шедевры, как православная молитва «Отче наш», аранжировка «Полёта шмеля» Римского-Корсакова или попурри «Паровоз».
Само собой, если уж они берут в руки микрофон, то нетрудно догадаться, что нужен он хору с «безразмерным» диапазоном в четыре с половиной октавы, когда можно спеть всё, что угодно, вовсе не для усиления звука. Нужен микрофон для сохранения и приумножения лучших качеств, неотразимой, проникающей прямо в души слушателям живой энергетики их голосов.
И в новой программе «Аллилуйя любви» (ярославцы услышали ее после москвичей и наших соседей из Иванова, Вологды и Череповца) они не стали испытывать терпение своих поклонников. Выдали вокал высокой пробы, в сложном многоголосии и в сольных номерах, помимо всего прочего в двух оперных попурри, где тенора из золотого фонда хора Турецкого Евгений Тулинов, Валентин Суходолец, Олег Бляхорчук, Александр Кузнецов и новобранец, воспитанник ГИТИСа с опытом выступлений в мюзиклах Константин Кабо при мощной поддержке басов и баритонов дружно осилили арии из всех, в том числе и женских колоратурных, партий в операх Генделя и Верди.
Не дав слушателям перевести дух, гости перешли на «сувенирные» номера, каковых не было в прошлогодней программе «Музыка всех времен и народов», исполненной ими на сцене Волковского театра. Номер с поттанцовкой «Чарли» из репертуара Лаймы Вайкуле Михаил Турецкий в роли ведущего одарил весёлой ремаркой: «Единственный в мире танцующий хор». Страстное танго Остапа из фильма по великой «прохиндиаде» Ильфа и Петрова оказалось у них эффектно скрещенным с мелодией любовного дуэта из «Сильвы».
Следующую новинку – знаменитую песню времён Великой Отечественной войны «Вечер на рейде» Соловьёва-Седого – по просьбе Михаила Турецкого ярославцы азартно подпели. Щедро одарив зал похвалой: «Здорово было!», маэстро предложил повторить припев «вместе с балконом».
Вдохновленные успехом «окрошки» с песнями о спорте, где «старт дает Москва», «трус не играет в хоккей», а вратарь должен помнить, что у ворот поставлен он не мух ловить, а – часовым. Дальше – больше. Хор добавил пафоса. На сей раз подпевали «Нам нет преград на море и на суше». И хотя ведущий уверял, что «Марш энтузиастов» – песня для нас с вами», подтягивали не сказать чтобы уж очень. В основном старалась женская половина зала. Но ведущий уже завёлся так, что балагурил напропалую, на манер массовика-затейника, усиливая чуть ли не каждое слово восклицательным знаком:
– Поют vip-зона, студенты, домохозяйки! Олигархи, врачи, учителя, юристы, строители! Держи звук, Ярославль!
Рассказывая об очередном успехе звёздных гастролёров, об их столь трогательном и обоюдно лестном единении со зрительным залом имени великого тенора Собинова, придется, извинившись, попросить наших читателей поверить нам на слово. Подкрепить сказанное фотографией с места события, увы, не удалось.
Ярославский организатор концерта Любовь Романова разрешения на съемку не только из зала, но и за кулисами «Северному краю» не дала. Понимаем, что все условия контракта, в том числе и доступ прессы к артистам, обговариваются заранее, и если не предусмотрена пресс-конференция, то – дело житейское – журналисты стараются выполнить свои обязанности по обстоятельствам. Автор этих строк был официально представлен администратору арт-группы заместителем директора Ярославской филармонии Тагиром Хайруллиным – дескать, знакомьтесь, филармония эту газету уважает.
Господин администратор тут же переадресовал нас к Любови Петровне Романовой: «Все вопросы к ней». Любовь Петровна, выслушав нас, дипломатично ответила: «Вас знаю, но проблему решить не готова». Круг замкнулся. До концерта оставалось часа два, и подумать, как быть, времени у нас было в достатке. Пришлось на свой страх и риск обходным маневром с «проблемой» справляться самостоятельно.
Хуже вышло со съемкой. Мы снова получили отказ. Что само по себе не вызывало бы никаких возражений, если бы не то, как именно объяснила запрет сама госпожа Романова. Её весьма эмоциональные доводы сводились к тому, что она, организатор концерта, вообще «не любит нашу газету».
И даже это можно было бы оставить без внимания – кто-то любит арбуз, а кто-то свиной хрящик, если бы мы субботним вечером пришли в филармонию просто отдохнуть и за нами не стояли бы читатели. В том числе и те поклонники искусства хора Турецкого, кто вынужден был остаться дома по причине, какую иначе, чем прозаической и горестной, не назовешь. Увидеть и услышать своих любимцев и попеть с ними, заплатив за билет на концерт от полутора до трех с половиной тысяч рублей, им кошелек не позволил.
А это ведь как раз те самые «студенты, домохозяйки, врачи и учителя», к кому так вдохновенно обращался со сцены, предлагая подпеть «Марш энтузиастов» и призывая «держать звук», ведущий программы. Видимо, пребывая в полной уверенности, что все эти люди – перед ним в зрительном зале.