Алексей Слаповский – это тот, кто состряпал сценарий для бекмамбетовского продолжения «Иронии судьбы», которое россияне смотрели на протяжении всего января. Но больше он известен уймой душераздирающе реалистических пьес, где действуют обычные современные люди, ничем не отличающиеся от нас, зрителей. Одна из таких пьес – «Красная крыса».
«Арлекин» репетировал целый год. Тем не менее подготовка к премьере шла в авральном порядке: за три месяца до сдачи состав труппы обновился почти полностью, и многое пришлось начинать с нуля.
Составляющие «Крысу» эпизоды-миниатюры, с одной стороны, реалистичны донельзя, с другой – достаточно условны для того, чтобы режиссёру было где развернуться. Режиссёр Надежда Корнева сделала основой линию противостояния романтического героя и мира окружающей бытовухи – для юных актёров это близко и понятно, для зрителя – актуально. Тем не менее материал сам по себе, как отмечали театроведы, сложный, и не всякому взрослому актёру по зубам.
В процессе работы стало ясно, что некоторые откровенно пессимистические моменты, которые вообще характерны для драматурга Слаповского, надо сгладить или вообще убрать. Потому, что до зрителей хотелось донести то доброе и светлое, что есть в пьесе, – таким образом, чтобы голая жизненность его не перекрывала, а подчёркивала. Например, в одном из эпизодов жена, насмотревшись на телевизионные страсти, втягивает мужа в импровизированный «домашний спектакль» и так вживается в роль, что муж уходит, хлопнув дверью. Непонятно, вернётся или всерьёз ушёл. По замыслу Слаповского, расстроенная жена в довершение драмы намекает зрителю, что собралась травиться – причём, это должно быть сделано так, чтобы каждый вздрогнул: «А вдруг и правда?» По замыслу Надежды Корневой, незачем ещё больше пугать ни в чём не повинных зрителей, потому что главное уже произошло – романтик-художник победил обывателя-нехудожника (вышло ли из этого что-то хорошее – уже другой вопрос).
Именно поэтому финальным аккордом на крыше, где чуть было не происходит двойное самоубийство, звучит вовсе даже не Слаповский, а Дольский. Все участники спектакля «вылезают на крышу» и без музыки декламируют: «Мне звезда упала на ладошку, я её спросил: «Откуда ты?» И опять же, победа за позитивом. В песне Дольского звезда всё-таки погасла, не справившись со слишком большим желанием. А у «Арлекина» звезда остаётся гореть. Та самая зелёная звезда, которую мы все просим: «Чтоб траву, как встарь, косой косили, каждый день летали до Луны, чтобы женщин на руках носили, не было болезней и войны». Умудрённые годами Дольский и Слаповский, видимо, уже не верят в исполнение таких желаний. А молодёжь из «Арлекина» постаралась сделать всё возможное, чтобы зритель в такое исполнение желаний и вообще во что-то хорошее поверил. Хотя бы на мгновение.