Более трёх тысяч художников из 28 творческих союзов представили на суд ярославской публики свои лучшие работы, созданные ими за минувшее пятилетие. В течение 2008 года аналогичные по масштабу художественные проекты состоятся по всей стране – «Большая Волга», «Сибирь», «Дальний Восток», «Север», «Юг России», «Урал». Завершат серию межрегиональных выставок московские художники уже в январе будущего, 2009, года. Лучшее из представленного на региональных смотрах будет экспонироваться в Москве на высшем художественном форуме страны – одиннадцатой по счёту выставке «Россия».
Творческое кредо этого огромного выставочного проекта, родившегося в начале 60-х годов прошлого века на волне «хрущёвской оттепели», – традиционность и ещё раз традиционность. Никаких новомодных веяний, скандального «актуального искусства», ни инсталляций, ни акций, ни, упаси Бог, перфоманса. Сдержанно благородная приверженность классическим традициям, приправленная консерватизмом, как уксусом, для длительного хранения. Но, с другой стороны, может быть, именно традиционность является стабилизирующим началом, позволяющим до сих пор существовать проекту, рождённому в уже не существующей стране.
Как бы там ни было, эпиграфом к этим заметкам я бы взяла слоган одного из представленных на выставке плакатов (достаточно редко встречающийся сегодня жанр графики, к слову): «Если ты судишь, сначала пойми». Искренне пытаюсь понять, кочуя из одного выставочного зала в другой, но в итоге убеждаюсь: больших откровений от текущей 10-й региональной выставки ждать не приходится.
Храмовое искусство, под экспозицию которого заняты целых два зала в музее истории города, консервативно по своей сути. Зрителю, глубоко разбирающемуся в православных святынях, выставка скажет гораздо больше, нежели не сведущему в иконописи человеку, да и удовольствия доставит несоизмеримо больше. Произведение, потрясшее меня не глубиной замысла, не сюжетом, а филигранной техникой исполнения в экспозиции оказалось лишь одно. Это резная деревянная икона «Святитель Митрофан, первый епископ Воронежский с житием» работы воронежского художника Олега Сазонова. Четырнадцать фрагментов жития, каждый из которых – отдельная жанровая сцена, выполнены в редкой (и очень трудоёмкой) технике глубокой рельефной резьбы (горельефы). Потрясающая по ювелирности исполнения работа!
К слову, о «ювелирке». В этом жанре о себе рискнули заявить лишь несколько художников, посему ювелирное искусство, обычно привлекающее огромное внимание публики, на сей раз в контексте выставки оказалось практически незамеченным. В памяти осталось имя Юлии Колесниковой, представившей гарнитур «Возвращение домой»: браслет, скреплённый тонкой цепочкой с кольцом, причём кольцо выполнено как фрагмент лошадиной сбруи с колокольчиком под дугой, а на браслете разместилась миниатюрная фигурка юноши, отдыхающего на травке.
Зато эстетам, всем прочим видам искусства предпочитающим гравюру, в экспозиции, развернувшейся в городском выставочном зале имени Нужина, есть чем полакомиться. Здесь представлены все возможные виды гравюры – сухая игла, меццо-тинто, офорты, линогравюры и прочие, многие выполнены на бумаге с продавленной авторской монограммой. Дорого и изящно.
Скульптурного разнообразия на выставке тоже не наблюдается. Это либо традиционные «живые головы» – бюсты разных конкретных персон (вот ничего не могу с собой поделать – воспринимаю бюст исключительно как надгробный портрет, в каковом качестве он впервые и появился в Древнем Египте и Древней Греции) либо различные зверушки, то есть анималистическая скульптура. По-настоящему цепляет работа Петра Мавшова из Судогодского района (к своему стыду, я даже приблизительно не знаю, где это): бронзовая, но кажущаяся невесомой фигура человека, балансирующего на одной руке.
Что касается живописи, то не стоит даже напрягаться, чтобы вычленить доминирующие темы. Это настойчивая, как колокольный звон, тема православия, уверенно проникающая в нишу светского искусства: жанровые картины, изображающие престольные праздники, портреты монахов и сельские пейзажи с церквями... И собственно деревенский и городской пейзажи, равномерно перемежающиеся с портретами. В экспозиции опять-таки лишь один портрет, совершенно удивительный по эмоциональности воздействия и поразительно точно передающий мощь и величие изображённого на нём человека – это портрет Дмитрия Шостаковича, автор Виктор Степашкин из Московской области. Остальные – карандашные зарисовки в стиле художников с Арбата, монументальные холсты метр на полтора, запечатлевшие крупно фактурных доярок, гипер реалистичные, сравнимые с художественной фотографией салонные портреты красоток – все они, по большому счёту, интересны только позирующим для них лицам.
Вот и получается, что страна родная, конечно, широка, но рельсы традиций направляют художников по одним и тем же адресам, рождая в разных головах абсолютно одинаковые идеи. Из двух с половиной тысяч экспонатов лишь полтора-два десятка работ, задержавшихся в частом сите памяти – не мало ли? Возможно, если бы экспозиция была смонтирована по географическому принципу и каждый творческий союз был бы представлен на ней отдельно, то можно было вы вычленить некие школы, традиции, пристрастия художников той или иной местности, что было бы уже интересно само по себе. А так глаз довольно быстро «замыливается», и становится совершенно непонятно, почему критически настроенный выставком отобрал для показа именно эти работы, а другую половину (есть у меня подозрение, мало чем отличающуюся от счастливых избранников жюри) забраковал.
И в пятом по счёту выставочном зале уже мечталось о чём-нибудь неприличном, например, о какой-нибудь вопиющей акции скандального художника Олега Кулика. А что, он ведь тоже причислен к сонму классиков, раз его сомнительное со всех сторон творчество берётся представлять сама Третьяковская галерея?