В России сей жанр был популярен в оригинале, ибо смысловую составляющую (с поправкой на российские реалии) давно застолбил за собою «русский шансон», он же – «блатняк». Но жанр псевдоуголовных попевок сделал неверный шаг (погнался за деньгами, в результате чего во многом слился с попсой), чем открылась дорога для российских детишек со стальными миндалинами и смачными татуировками. Первыми на этом тернистом пути из грязного асфальта стала группа «Каста». Образовалась она в теперь уже далёком 1996-ом в Ростове-на-Дону. До того момента подростки сбивались в стаи и оттягивались под музыку чернокожих рэперов. Постепенно количество прослушанного перешло в качество и желание делать то же самое по-русски стало главной движущей силой пусть белокожих, но уже весьма продвинутых исполнителей специфических ритмов. Так ростовские ребята стали настоящей «бандой» (даже придумали себе название «Объединённая каста»).
Это была ещё не группа: они творили свои песни всей большой братией, а выступали в местных клубах, даже не помышляя об успехе в масштабах России. Когда же речь зашла об участии в крупном музыкальном фестивале, из полутора десятков исполнителей «Объединённой касты» было выбрано трое наиболее харизматичных, которые и стали называть себя просто «Каста».
Успех группы превзошёл даже собственные ожидания музыкантов – но, потусовавшись несколько лет в Москве, они предпочли вернуться на родной Дон (хотя бы в душе). По словам одного из лидеров группы (его псевдоним Шым, причём даже он сам не знает, что означает это краткое грамматическое недоразумение), Ростов «Каста» несколько переросла, но в столице нет того смачного ощущения жизни, какое есть на родине. В качестве иллюстрации: сравнительно недавно рэперы работали над саундтреком к фильму «Антикиллер» – и пусть кто-то скажет, что музыка в «Антикиллере» не соответствовала видеоряду! Судя по всему, пока девяностые живы в сердцах, умах (да и в реальности), группа всегда найдёт слушателя.
Ко всему прочему экологическая ниша «русского рэпа» не зарастает тиной, и на «Касту» в «Авангарде» пришли почитатели всех возможных течений альтернативной музыки: от панков (которых рэперы по ту сторону океана вообще за людей не считают) до почитателей электронной психоделики. Такую всеядность объяснить легко: уж очень быстро «сдулись» в энергетическом отношении русский рок и русский панк. Только на рэперов и надежда. А что до тематики – так не «Каста» же виновата, что простые русские пареньки в середине девяностых в родном Ростове почувствовали себя неграми. А до блюза и джаза им дорасти не дали.