Международный статус фестиваля так и остался для земляков великого артиста голубой мечтой. Многое в его организации вообще держалось, что называется, на честном слове (об этом не раз писал «Северный край»). Программы верстались второпях, из репертуара, часто никак не связанного с Собиновым, в расчете на исполнителей, коих заполучить удавалось в самый последний момент, пользуясь связями членов оргкомитета.
Как о золотом веке вспоминают любители оперы те сезоны, когда традицию из года в год поддерживал фонд Ирины Архиповой. Сроки не однажды переносились с майского дня рождения певца на осень. Но чтобы допустить подобный «прочерк» в афише целого сезона, такого еще не бывало. Прояснить, что к чему, удалось в кабинете художественного руководителя Ярославской государственной филармонии Леонида Фрадкина.
– Фестиваль был, есть и будет, – сказал он. – Не мы его открывали, не нам его и закрывать. Взяв тайм-аут, готовим Собиновский фестиваль следующего сезона. Любителей оперы ждет большой сюрприз. Новый продюсер-ский проект, уже обсужденный с руководством департамента культуры, – летний, и называется он «Великие голоса Волги». Наш обновленный фестиваль оперной музыки напомнит, что на волжских берегах родились и Собинов, и Лемешев, и Мария Максакова, здесь начинал свою карьеру артиста оперы Шаляпин, в землю Верхневолжья уходят родовые корни современника Собинова и Шаляпина выдающегося баса, солиста Мариинского театра Владимира Касторского. По нашему замыслу Леонид Витальевич Собинов выступит в роли хлебосольного хозяина. Каждому из великих посвятим программу в исполнении солистов Мариинки, Большого театра России, московской «Новой оперы», молодых вокалистов из волжских городов. Венцом праздника станет постановка «Иоланты» Чайковского в Губернаторском саду.
Общественного обсуждения замысла руководство филармонии, судя по всему, не исключает. Однако же, как мы заметили, предпочитает словам дело. Ведутся переговоры с московским режиссером, заслуженным артистом РФ Юрием Лаптевым, а в советчики при отборе солистов на фестиваль-2006 и последующие филармония решила пригласить самих слушателей. Как сказал Леонид Фрадкин, начат своеобразный кастинг исполнителей, чтобы выяснить, кто из них больше понравится публике.
Первыми на ее суд представили намедни свое искусство певцы «Новой оперы». Под руководством дирижера Дмитрия Волосникова, вместе с хоровой капеллой «Ярославия», в сопровождении камерного состава ЯАГСО исполнили они на языке оригинала малоизвестный в нашей стране шедевр родоначальника английской оперы Генри Пёрселла «Дидона и Эней». В заглавных партиях блистали экс-солистка «Новой оперы», поющая сейчас по контракту в Монреале, меццо-сопрано Яна Иванилова и москвич баритон Илья Кузин.
И краткий постскриптум к долгожданному проекту обновления Собиновского фестиваля. Великий артист был в полном смысле слова ярославцем (говорил с гордостью: «Мы волгари»), а во-вторых, до мозга костей человеком театра. Ярославскому фестивалю его имени, в отличие, например, от саратовского, просто по здравому смыслу надлежит быть и мемориальным, потому что здесь его дом родной, и театрально-сценическим с постановкой спектаклей для показа и в других городах. Самый стойкий поборник этой идеи маэстро Аннамамедов со своими неоднократными попытками достучаться с ней до департамента и сегодня одинок, как пилигрим.