Ситуация становится еще более интересной, когда узнаешь, что это был памятник, или, как с недавнего времени их называют, «объект культурного наследия». А его раз – и снесли. По собственной воле некоего частного лица, как выяснилось.
Комитет историко-культурного наследия, по словам его председателя Юрия Аврутова, пытался приостановить работы, но безуспешно. «Будем подавать в суд, если не приостановят», – сказал он «Северному краю». Но, похоже, к сегодняшнему дню все будет кончено.
А началась история с домом давно – лет десять назад, когда город передал это здание одной югославской компании. Предполагалось, что на первом этаже откроют ресторан, на втором – несколько гостиничных номеров, а во флигеле, соединенном с домом переходом, разместится офис. Компания провела обследование здания с привлечением опытных специалистов из Москвы и Ярославля. Физическое состояние дома внушало тревогу, поэтому решение выглядело так: большую часть придется разобрать и переложить заново, сохранив при этом два фасада – по Богоявленскому спуску и Которосльной набережной. В проекте реконструкции (автор Вячеслав Сафронов) главный акцент был сделан на то, чтобы сохранить масштаб, высотность и общий стиль дома, очень характерного для старого Ярославля.
К сожалению, проект остался на бумаге. Югославы с его реализацией тянули и наконец перепродали дом частному лицу.
Вот тут-то и началось.
По существующим правилам при передаче объекта из одних рук в другие полагается оформить ряд документов, чтобы получить разрешение на проведение работ. Заказчик (теперь это ярославец Андрей Семенович Белюсов) должен указать, кто у него будет подрядчиком, кто инженером и архитектором, которые будут вести надзор за работами, и т. д.
Но Андрей Семенович по непонятным причинам этим пренебрег. Больше того, когда ему напомнили, просто отмахнулся. И теперь, видимо, будет иметь неприятности. Ведь если дом ломают некомпетентные люди, последствия могут быть непредсказуемы.
Несмотря на то, что дом в последнее время имел неказистый вид, он далеко не «бросовое» сооружение в городе. Во-первых, он стоит на очень заметном месте. Во-вторых, по просьбе «Северного края» Вячеслав Сафронов рассказал, в чем, собственно, состоит материализованное в нем культурное наследие. Оказалось, что оно отражает сразу два этапа развития ярославского зодчест-ва: с конца XVIII века, периода строгого классицизма, и до конца XIX столетия, периода эклектики. В советское время здание значительно перестраивалось, но по ходу исследования удалось выявить его «фамильные черты» и в процессе проектирования вернуть городу утраченное.
И наконец, в-третьих. Здание фиксирует угол «регулярного квартала», иначе говоря, закрепляет границу древней, исторической планировки Ярославля, которая, напомним, является его главным достоянием, подтвержденным недавним решением ЮНЕСКО.
Что касается его бывших обитателей, то никто из извест-ных людей тут не жил. В отделе реконструкции мэрии нам дали справку: сначала это был дом купца Мелентьева, потом домовладение было поделено, и его угловая часть отошла к неведомым нам Курнышовым. В конце XIX – начале XX века на первом этаже была контора Шилова, на втором – жила хозяйка и две квартиры сдавала внаем.
Обычные люди, но в истории города благодаря дому остались. А останется ли его нынешний владелец – вот что любопытно.